Если вы эмпатичны, терпеливы, умеете видеть в детях больше, чем их диагноз и хотите помогать подопечным чувствовать себя уверенно в школе, возможно, вам подойдет профессия учителя-дефектолога. В статье расскажем об особенностях работы, зарплате и обязанностях дефектолога.
Содержание статьи:
- Кто такой школьный дефектолог
- Чем занимается дефектолог в школе
- Какое нужно образование
- Где получать образование и сколько времени это займет
- Кому подойдет профессия школьного дефектолога
- Плюсы и минусы работы
- Востребованность специалиста
- Где можно работать
- Зарплата школьного дефектолога
- Карьерные перспективы дефектолога в школе
Кто такой школьный дефектолог
Это специалист, который помогает детям с особенностями развития освоить учебный материал. Дефектолог не заменяет преподавателя, а помогает адаптировать программу, чтобы ребёнку с ОВЗ было проще учиться.
К примеру, если ребенок с трудом запоминает буквы, дефектолог не будет просто заставлять зубрить алфавит. Он подберет подходящие игры, задания, упражнения, чтобы ребенок понял и запомнил буквы: через движение, звук, ассоциации.
Чем занимается дефектолог в школе
Учитель-дефектолог делает всё, чтобы школьная программа была доступна для детей, которым трудно учиться стандартным способом. Для этого специалист:
Обследует детей с трудностями в обучении
Школьный дефектолог проводит диагностику:
- Математических представлений — владеет ли ребенок навыками счёта, прямым и обратным счётом в пределах 3/5/10, соотносит ли количество предметов с цифрой, знает ли соседние числа, состав числа, математические знаки, умеет ли решать простые задачи.
- Высших психических функций — памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, речи.
- Представлений об окружающем мире — соответствует ли кругозор ребенка его возрасту.
- Временных представлений — знания частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
- Сенсорных эталонов — цвета, формы, величины и т.д.
- Пространственной ориентировки — знает ли ребенок, где право/лево относительно себя и других предметов.
- Мелкой моторики и графомоторных навыков — правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли раскрашивать, штриховать, обводить по точкам.
Разрабатывает программы развития
Основываясь на результатах диагностики, учитель-дефектолог составляет коррекционно-развивающую программу для ребенка или нескольких детей. Программа включает в себя:
- конкретные цели на четверть/полугодие/год;
- методы, которые дефектолог будет использовать на занятиях;
- календарно-тематическое планирование, в котором перечислены темы и количество часов для их освоения;
- методики для определения эффективности и результативности работы.
Затем дефектолог согласует программу с учителями.
Занимается коррекционно-развивающей работой
Специалист проводит коррекционные занятия с детьми, которым нужна особая поддержка. Он помогает детям с:
- задержкой психического развития (ЗПР);
- нарушением слуха или зрения;
- нарушениями интеллектуального развития;
- тяжёлыми нарушениями речи;
- расстройствами аутистического спектра (РАС);
- тяжелыми множественными нарушениями развития.
Для каждого подопечного подбираются методики, которые учитывают не только тип нарушения, но и сильные стороны ученика. Например, для ребёнка с нарушением слуха, который хорошо воспринимает визуальную информацию, дефектолог создает наглядные схемы и алгоритмы.
В некоторых случаях учитель-дефектолог работает не над освоением академических знаний, а над формированием базовых навыков, необходимых для максимально возможной самостоятельности в будущем.
Так, занятия с ребенком с расстройством аутистического спектра и нарушением интеллектуального развития могут быть направлены на формирование учебного поведения: выполнение простых инструкций, соблюдение правил поведения на уроке, выполнение действий с учебными предметами и т.д.
Сотрудничает с учителями
Дефектолог консультирует педагогов по тому, как лучше объяснять материал ребенку с особенностями развития. Кроме того, специалист подсказывает, как адаптировать задания и контрольные работы. Например, давать больше времени на выполнение упражнений или использовать цветовое выделение важной информации.

Консультирует родителей
Специалист объясняет, как заниматься с ребенком дома, какие игры и упражнения помогут закрепить результат. Помимо этого, дефектолог дает рекомендации, как выстроить режим дня, благоприятный для развития ребенка. Иногда подсказывает, стоит ли обращаться к другим специалистам: логопеду, психологу, неврологу.
Участвует в работе психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации
Если у ребенка серьезные трудности,то в рамках работы ППк учитель-дефектолог совместно с другими участниками консилиума определяют:
- нужен ли индивидуальный учебный план;
- понадобится ли ребенку помощь тьютора;
- стоит ли перевести ученика в класс компенсирующего типа.
Дефектолог в этой команде — ключевая фигура, потому что он знает, как особенности развития влияют на обучение.
Ведет документацию
Записывает результаты диагностики, планы занятий и динамику развития каждого ученика. Составляет отчеты для ППк и ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Какое нужно образование
Работать педагогом-дефектологом можно, если у вас есть:
- Высшее специальное (дефектологическое) образование
или
- Высшее педагогическое / психологическое образование + программа профпереподготовки по будущему профилю работы (логопедия / олигофренопедагогика / сурдопедагогика и т.д.)

Где получать образование и сколько времени это займет
В АНО ДПО «ВГАППССС» больше 70 программ для будущих и действующих дефектологов. В среднем обучение занимает 5–12 месяцев. После окончания курса и успешной сдачи итоговой аттестации вы получите диплом о профпереподготовке и соответствующую квалификацию.
Кому подойдет профессия школьного дефектолога
Чтобы быть эффективным специалистом и грамотно помогать детям, нужно обладать определенными качествами:
- Любовь к детям. Вы готовы принимать разное поведение, особенности, нестандартные реакции. Иногда ребенок будет молчать весь урок, иногда — кричать или убегать. Дефектолог не раздражается, не обижается, а ищет причину и работает дальше.
- Умение держать себя в руках. Спокойствие, выдержка, стрессоустойчивость — всё это не пустые слова. Дефектологу важно уметь объяснять преподавателям и родителям, что развитие ребенка требует много времени и сил.
- Интерес к психологии, педагогике, нейрофизиологии. Нужно понимать, как развивается детский мозг, как проявляются нарушения и как с ними работать. Придется постоянно читать исследования, осваивать новые методики, посещать семинары и конференции.
- Готовность к бумажной работе. Планы, отчеты, характеристики, рекомендации — это обязательная часть работы.
- Желание отстаивать интересы ребенка. Иногда нужно спорить с учителем, объяснять директору, что ребёнку нужна особая программа, говорить родителям неприятные, но честные вещи. Дефектолог — это часто единственный человек, который видит проблему и может изменить ситуацию.
Плюсы и минусы работы
Плюсы | Минусы |
|
|
Востребованность специалиста
Учителя-дефектологи востребованы по всей России — только на hh.ru опубликовано 70 вакансий в этой сфере (данные актуальны на май 2025 года). Больше всего специалисты нужны в Санкт-Петербурге и Москве, однако их ищут и в других городах — Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ярославле.
Где можно работать
Среди потенциальных мест работы педагога-дефектолога:
- Обычные школы
- Специальные (коррекционные) школы
- Некоммерческие организации
- Центры психолого-педагогической помощи
- Онлайн-школы для детей с ОВЗ
- Частные центры развития, коррекции и логопедии
- Детские сады в группах компенсирующей и комбинированной направленности (для работы в детском саду иногда требуется специализация «дошкольная дефектология»).
Зарплата школьного дефектолога
Согласно данным платформы ГородРабот.ру, средний доход школьного дефектолога — 37 000 рублей. При этом в Москве и Московской области специалисты получают гораздо больше — от 60 000 рублей в государственных образовательных учреждениях до 120 000 рублей в благотворительных фондах, частных школах и центрах развития. В Санкт-Петербурге заработок чуть меньше — 50–100 тысяч рублей.
Карьерные перспективы дефектолога в школе
Несколько способов развиваться в профессии:
- Стать наставником
- Вести вебинары и курсы для других дефектологов.
- Стать методистом в образовательной организации.
- Консультировать коллег, педагогов, родителей.
- Разрабатывать авторские программы и методики.
- Повысить квалификацию
- Пройти дополнительное обучение в сфере логопедии, нейропсихологии, ABA-терапии, тьюторстве — это открывает двери в частные центры и укрепляет доверие индивидуальных клиентов.
- Заняться своим делом
- Вести частные занятия онлайн или офлайн.
- Собрать команду (логопед, психолог, тьютор) и открыть центр коррекции.