В России растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По последним статистическим данным, в 2023 году их количество превысило уже 1,5 млн человек. Это на 100 тыс. больше, чем в 2020 году. В такой ситуации все более востребованной становится профессия педагога по работе с детьми с ОВЗ.
Чем занимается этот специалист, в чем преимущества его работы и как получить необходимое образование — расскажем далее.
Содержание статьи:
- Чем занимается педагог по работе с детьми с ОВЗ
- Какие качества необходимы специалисту
- Преимущества профессии педагог по работе с детьми с ОВЗ
- Где учиться, чтобы работать с «особенными» детьми
Чем занимается педагог по работе с детьми с ОВЗ
Дети с различными отклонениями развития требуют особого подхода в воспитании и обучении. Педагог по работе с детьми с ОВЗ учитывает потребности каждого ребенка и разрабатывает индивидуальные программы обучения, которые помогают таким детям развиваться и адаптироваться в обществе.
Например, ребенок-аутист тяжело идет на контакт и испытывает тревожность при нарушении четкого распорядка дня. Учитывая эти особенности, педагог обеспечивает постепенное введение ребенка в процесс обучения и регулярность посещения занятий.
Дети с умственной отсталостью страдают нарушением памяти и внимания, эмоционально неустойчивы и не могут воспринимать окружающий мир так, как их здоровые сверстники. Они нуждаются в постоянном контроле и помощи со стороны учителя и в дополнительных объяснениях для усвоения учебного материала.
Ребята с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, например, с ДЦП, чаще всего не имеют умственных расстройств. Они вполне способны освоить обычную образовательную программу, но у них есть трудности с произношением и письмом. Задача педагога — обратить на это внимание при организации занятий.
Чтобы помочь воспитанникам с различными нарушениями развития, педагог по работе с детьми с ОВЗ:
- Составляет обучающие программы, учитывая рекомендациями логопедов, учителей-дефектологов по работе с детьми с ОВЗ, психологов.
- Проводит коррекционно-развивающие занятия, принимая во внимание индивидуальные особенности и образовательные потребности учащихся.
- Создает благоприятный психологический климат в классе или группе.
- Консультирует родителей и законных представителей ребенка по вопросам его воспитания и развития.
Какие качества необходимы специалисту
Обучение детей с особенностями развития — процесс не из легких. Чтобы достичь успеха в воспитании и развитии такого ребенка, педагог должен обладать такими личными качествами, как:
- Любовь к детям
Когда дети чувствуют, что педагог заботится о них и поддерживает, они становятся более уверенными в своих способностях и готовы учиться. Это помогает создать более эффективную обучающую среду, где каждый ребенок с ОВЗ ощущает себя важным и ценным.
- Терпение
Ребята с нарушениями развития могут испытывать трудности в понимании материала. Педагогу нужно уметь сохранять спокойствие, чтобы объяснять им некоторые темы несколько раз, если это необходимо.
- Эмпатия
Понимание чувств и эмоций «особенного» ребенка, уважительное отношение к его желаниям помогут расположить к себе ученика и сделают процесс обучения более эффективным.
- Позитивный настрой
Дети с ОВЗ обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью. Они ощущают, когда педагог взвинчен, раздражен и недоброжелателен. Если наставник улыбается и проявляет радость, ребята чувствуют себя более уверенно и начинают активнее участвовать в занятиях.
Преимущества профессии педагог по работе с детьми с ОВЗ
Несмотря на некоторые сложности, работа с «особенными» детьми имеет свои преимущества.
Педагог, который обучает детей в государственном образовательном учреждении, имеет право на:
- официальное трудоустройство с социальными гарантиями;
- оплачиваемый отпуск от 42 до 56 дней;
- сокращенную рабочую неделю — от 18 до 36 часов за полный оклад;
- досрочный выход на пенсию;
- приоритетное зачисление ребенка в детский сад или школу.
А самое главное, деятельность педагога, который работает с детьми с ОВЗ, — социально значимая и важная. Воспитание ребенка с особенностями развития — сложный процесс, с которым не под силу справиться даже самым ответственным родителям. Задача различных специалистов, в том числе и педагогов, помочь семьям с такими детьми и подарить их ребенку счастливое детство.
Где учиться, чтобы работать с «особенными» детьми
Педагог по работе с детьми с ОВЗ — востребованная профессия. Квалифицированные специалисты могут работать в инклюзивных и коррекционных классах общеобразовательных школ, специальных школах, в интегрированных группах и группах компенсирующей направленности обычных детских садов, в детских садах компенсирующего вида, коррекционных центрах, социальных службах. Для успешного трудоустройства необходимо получить профильное образование.
Это можно сделать в нашей Академии на программах профессиональной переподготовки «Воспитатель коррекционной школы» и «Дошкольный педагог-дефектолог».
Вы научитесь оказывать коррекционно-педагогическую помощь детям с различными нарушениями развития, овладеете практическими методиками в сфере коррекционной педагогики, сможете оценивать результаты своей работы.
Обучение — полностью удаленное. Это позволит вам легко совмещать занятия с работой и семьей.
По окончании выдается диплом Академии с гослицензией, данные о котором регистрируются в ФИС ФРДО.
Будем рады видеть вас на обучении!