Сегодня специалисты, работающие с людьми с ОВЗ, не только корректируют нарушения, но и стремятся создать условия для социализации и самореализации подопечных. В статье расскажем, как педагоги выстраивают свою работу и как освоить эту профессию.
Содержание статьи:
- Основные задачи коррекционной педагогики
- Кому помогают педагоги
- Методы работы специалиста
- Требования к коррекционному педагогу
Основные задачи коррекционной педагогики
Это направление посвящено работе с людьми с физическими и интеллектуальными нарушениями. Цель специалистов — повысить качество жизни подопечных с ОВЗ. Для этого педагоги:
- Разрабатывают образовательные, коррекционные и реабилитационные программы.
- Помогают людям с особенностями здоровья включиться в общественную жизнь.
- Создают программы профориентации для молодых людей и взрослых с ОВЗ.
- Подбирают эффективные методы поддержки родителей детей с особенностями здоровья.
Кому помогают педагоги
Обычно к коррекционному педагогу приходят после заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Специалисты помогают людям:
- с нарушениями интеллектуального и эмоционального развития, зрения, слуха, речи и двигательной активности;
- с особыми образовательными потребностями;
- с трудностями в поведении.

Методы работы специалиста
Наглядные
Специалист использует изображения, предметы, схемы, игрушки — все, что можно увидеть. Опора на наглядность позволяет лучше воспринять и запомнить информацию, а также улучшить наблюдательность и внимательность.
Словесные
К словесным методам относятся беседа, объяснение, чтение. Они помогают сформировать связную речь, научиться вербально выражать свои мысли и чувства.
Практические
Практические методы включают в себя эксперименты, упражнения, решение задач. Такая деятельность помогает сформировать и закрепить различные практические навыки, развить мышление и воображение.
Игровые
Часто педагоги прибегают к подвижным, дидактическим, сюжетно-ролевым играм. Они помогают повысить мотивацию к обучению и развить эмоционально-волевую сферу.
Требования к коррекционному педагогу
Согласно профстандарту, коррекционные педагоги должны уметь:
- разрабатывать адаптированные образовательные программы,
- организовывать специальные условия и среду для обучения,
- подбирать оптимальные методы и средства для работы,
- анализировать достижения подопечных,
- организовывать условия для социализации людей с ОВЗ,
- стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию.
Получить все эти навыки можно всего за 3 месяца на программе профпереподготовки.
В курс входят:
- лекции и вебинары;
- практические задания с обратной связью от экспертов;
- тесты после каждого изученного блока.
Вы научитесь проводить диагностику, создавать индивидуальные коррекционные программы, привлекать к работе родителей.
В конце вам предстоит сдать итоговую аттестацию. После этого вы получите диплом о профпереподготовке и квалификацию специального (коррекционного) педагога.