Дизартрия – это распространенное речевое нарушение. У детей с этим дефектом наблюдаются трудности с произношением слов и звуков, поэтому их речь невнятная и смазанная — про них часто говорят «каша во рту».
О причинах и симптомах этого нарушения, а также о пользе артикуляционной гимнастики рассказываем в статье.
Содержание статьи:
- Причины и симптомы дизартрии
- Польза артикуляционной гимнастики
- Упражнения для детей с дизартрией
- Как стать специалистом по дизартрии?
Причины и симптомы дизартрии
Дизартрия может вызвана различными факторами — как до, так и после рождения ребенка. Наиболее частые причины возникновения дизартрии:
- токсикоз во время беременности у матери;
- гипоксия плода (недостаток кислорода);
- хронические патологии у беременной;
- инфекции во время беременности;
- травмы ребенка во время родов;
- асфиксия во время родов (нарушение газообмена);
- резус-конфликт при беременности;
- преждевременные роды (ранее 37 недель).
Специалисты выделяют 5 видов дизартрии в зависимости от очага поражения в центральной нервной системе:
- Бульбарная — поражены нервы продолговатого мозга.
- Псевдобульбарная — поражен корково-ядерный тракт.
- Корковая — поражены моторные корковые области мозга.
- Подкорковая — поражены подкорковые нервные узлы.
- Мозжечковая — поражен мозжечок.
Существует 3 степени тяжести этого нарушения со следующими симптомами:
- Анартрия — ребенок или не говорит, или его речь невозможно разобрать;
- Средняя степень дизартрии — ребенок говорит очень тихо, назально, его речь сложно понять;
- Стертая дизартрия — ребенок имеет небольшие дефекты речи из-за нарушенной артикуляции.
Польза артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые направлены на развитие и укрепление органов, отвечающих за произносительную сторону речи.
Детям с дизартрией обязательно нужно выполнять упражнения по артикуляционной гимнастике, потому что она помогает улучшить координацию движений и укрепить мышцы, которые необходимы для правильного произношения звуков и слов.
При выполнении упражнений с ребенком важно соблюдать несколько условий:
- Заниматься нужно каждый день.
- Ребенок должен заниматься сидя перед зеркалом.
- Упражнения следует выполнять от простых к сложным.
- Логопед или родитель должен внимательно следить за техникой выполнения упражнений.
- Ребенка обязательно нужно хвалить, даже если у него что-то не получается.
Эти правила помогут достичь результатов и сделать речь ребенка внятной и понятной.
Упражнения для детей с дизартрией
Разработано довольно много комплексов упражнений по артикуляционной гимнастике для детей с дизартрией. Главный принцип любого комплекса — во время занятий
должен прорабатываться каждый артикуляционный орган:
1. Язык
Пример упражнения: «Трубочка» — попросите ребенка слегка приоткрыть рот и высунуть язык, а потом попробовать свернуть его в трубочку.
2. Губы
Пример упражнения: «Бублик» — попросите ребенка слегка приоткрыть рот, сомкнуть зубы и сделать губы округлыми, немного вытянув их вперед.
3. Щеки
Пример упражнения: «Хомячок» — попросите ребенка надуть щеки, а затем сдуть. Положение щек нужно медленно чередовать.
4. Нёбо
Пример упражнения: попросите ребенка полоскать рот — как при больном горле.
5. Нижняя челюсть
Пример упражнения: «Акула» — попросите ребенка открыть рот и попробовать медленно сдвинуть нижнюю челюсть вправо, а затем — влево.
Как стать специалистом по дизартрии?
Стать специалистом в области дизартрии с нуля вы можете на программе профессиональной переподготовки «Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ (340ч)».
Пройдя обучение, вы научитесь корректировать речевые нарушения и сможете работать в детских садах, развивающих центрах и поликлиниках. Вы получите полезную и востребованную профессию и будете видеть результаты своей работы каждый день!
А если вы уже работаете в области речевых нарушений и хотите узнать актуальные техники и методики для работы с дизартрией, рекомендуем присмотреться к курсам повышения квалификации.
На программе «Специфика организации и проведения логопедической работы при тяжелых нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии) у детей в условиях реализации ФГОС ОВЗ (210ч)» вы за 2 месяца получите компетенции, необходимые для организации и осуществления логопедической работы при тяжелых нарушениях речи у детей в соответствии с ФГОС ОВЗ.
А курс «Дизартрия у детей и подростков. Направления и содержание работы логопеда (36ч)» позволит вам всего за неделю углубить свои знания о дизартрии, изучить методы ее выявления и узнать об особенностях каждой из ее форм.
Все программы АНО ДПО «ВГАППССС» соответствуют профстандарту.
Хотите получить более подробную информацию об обучении в АНО ДПО «ВГАППССС»? Выберите подходящую программу и оставляйте заявку. Наши менеджеры свяжутся с вами, чтобы ответить на все интересующие вас вопросы.