Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба) для улучшения произносительной стороны речи. В работе логопеда артикуляционная гимнастика используется для коррекции дефектов произношения, повышения четкости и выразительности речи, а также для профилактики речевых нарушений у детей с раннего возраста.
Содержание статьи:
- Цели и задачи артикуляционной гимнастики
- Упражнения в артикуляционной гимнастике
- При каких нарушения используют артикуляционную гимнастику
- Артикуляционная гимнастика при запуске речи
- Артикуляционная гимнастика для детей при ОНР
- Где обучиться на специалиста по артикуляционной гимнастике
Цели и задачи артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика преследует различные цели и задачи, которые зависят от конкретного речевого нарушения у ребенка и его индивидуальных особенностей. Например:
1. Коррекция дефектов произношения — артикуляционная гимнастика помогает исправить у детей такие неточности звукопроизношения, как замена, искажение или пропуск звуков.
2. Улучшение четкости и ясности речи — упражнения по артикуляционной гимнастике помогают улучшить произношение звуков, что делает речь более понятной и выразительной.
3. Развитие мышц артикуляционного аппарата — упражнения по артикуляционной гимнастике направлены на развитие и укрепление мышц языка, губ и нёба, что улучшает контроль над ними и делает произношение звуков более точным.
4. Развитие слухового восприятия — артикуляционная гимнастика помогает детям научиться лучше различать звуки, что способствует развитию их слуха.
5. Подготовка к дальнейшему обучению — выполнение артикуляционной гимнастики помогает детям развивать навык произношения звуков, который необходим, например, для правильного чтения.
6. Повышение уверенности в себе — более четкая речь помогает детям чувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми.
Упражнения в артикуляционной гимнастике
В артикуляционной гимнастике есть два вида упражнений — статические и динамические.
Как правило, их используют вместе, чтобы обеспечить комплексный подход к тренировке мышц артикуляционного аппарата и достичь наилучших результатов в коррекции речевых нарушений.
Статические и динамические упражнения в артикуляционной гимнастике — это разные подходы к тренировке мышц артикуляционного аппарата.
Статические упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Во время выполнения этих упражнений ребенок должен удерживать определенное положение артикуляционных органов, например, держать язык на верхнем нёбе на протяжении десяти секунд.
Динамические упражнения приводят мышцы артикуляционного аппарата в действие и нужны, чтобы ребенок запомнил, как правильно двигать речевыми органами. Например, ребенок должен повторять движения языком или произносить какой-нибудь звук. Это помогает развить мышцы, что также важно для правильного произношения звуков.
При каких нарушения используют артикуляционную гимнастику
Артикуляционная гимнастика может использоваться для коррекции различных речевых нарушений, связанных с недостаточным контролем мышц артикуляционного аппарата и их неразвитостью. Например, она полезна при следующих речевых нарушениях:
1. Недостаточная четкость произношения звуков (дислалия)
При этом нарушении звуки дети заменяют одни звуки на другие или произносят их неправильно.
2. Нарушение ритма и интонации (диспросодия)
При этом нарушении дети произносят слова с неправильным ударением или не умеют изменять интонацию. Характерная черта этого нарушения — монотонность речи и ее аритмичность.
3. Недостаточная скорость и плавность речи (заикание)
При этом нарушении ребенок может говорить медленно, неуместно делать паузы, повторять отдельные звуки и окончания слов.
4. Недостаточная гибкость и контроль мышц артикуляционного аппарата (нарушение мышечного тонуса)
При этом нарушении ребенок может испытывать трудности с произношением определенных звуков или их сочетаний.
Артикуляционная гимнастика помогает укрепить и развить мышцы артикуляционного аппарата, что позволяет привести в норму скорость и плавность речи, ее интонацию и ритм.
Артикуляционная гимнастика при запуске речи
Запуском речи называют процесс развития речи у детей, которые или совсем не говорят, или их речь не соответствует нормам, типичным для их возраста.
Дети, чью речь необходимо запускать, испытывают трудности с произношением звуков и контролем мышц артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить мышцы губ, языка и нёба, что позволяет ребенку начать произносить звуки с нуля или начать делать это правильно.
Пример использования артикуляционной гимнастики при запуске речи — ребенок может неплохо говорить, но не произносить отдельные звуки. Распространенная проблема — звук «р». В этом случае логопед учит ребенка выполнять специальные упражнения артикуляционной гимнастики, которые помогают сформировать у него этот звук и закрепить его верное произношение.
Артикуляционная гимнастика для детей при ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это состояние, при котором у ребенка не сформированы два компонента речи: и звукопроизносительный, и смысловой, — при этом слуховых отклонений или неразвитости интеллекта у ребенка не наблюдается.
При работе с детьми с ОНР артикуляционная гимнастика — один из первых этапов для формирования и произносительной, и смысловой стороны речи. Регулярные занятия помогут развить у ребенка дикцию и умение различать звуки на слух.
Специалисты советуют выполнять при ОНР упражнения для губ, щек, языка и нижней челюсти, например:
- для губ нужно выполнять упражнение «Заборчик» — ребенку следует улыбнуться, сомкнуть зубы и продержать такое положение 10 секунд;
- для щек нужно выполнять упражнение «Хомячок» — ребенку следует надуть щеки, а потом сдуть. Выполнять упражнение нужно в течение 10 секунд, постепенно увеличивая скорость.
- для языка нужно выполнять упражнение «Иголочка» — ребенку следует вытянуть язык вперед, сделав его кончик острым, и держать его так на протяжении 10 секунд.
- для развития нижней челюсти нужно выполнять упражнение «Обезьяна» — ребенку следует открыть широко рот и максимально вытянуть язык к подбородку.
Упражнения нужно выполнять комплексно, каждый день, не менее 10 минут.
Где обучиться на специалиста по артикуляционной гимнастике
В АНО ДПО «ВГАППССС» вы можете изучить современные методики, необходимые в работе логопеда, в том числе артикуляционную гимнастику.
Ждем вас на программе повышения квалификации «Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата (108ч)».
Во время обучения вы узнаете, как проводить диагностику артикуляционного аппарата с целью выявления дефектов моторных функций и подбора эффективных массажных приемов и как осуществлять логопедический массаж и артикуляционную гимнастику.
В стоимость программы входят видеолекции от экспертов, практические задания с оценкой ваших навыков, доступ к виртуальной библиотеке вебинаров, возможность задать вопрос эксперту, итоговое тестирование и получение документов установленного образца. Программа полностью соответствует профстандарту.