Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это отклонения в развитии речи у ребенка, которые могут быть обусловлены различными факторами, например, неврологическими заболеваниями, перенесенными травмами, нарушением слуха и другими. ТНР проявляются в трудностях в восприятии речи, формулировке мыслей, проблемах с чтением и письмом, что затрудняет не только обучение ребенка в детском саду или школе, но и его общение со сверстниками и взрослыми.
Внутренние и внешние причины ТНР у детей
Тяжелые нарушения речи могут быть вызваны внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными) факторами.
Внутренние факторы:
- внутриутробная патология,
- родовая травма,
- курение, употребление алкоголя и наркотических веществ матерью,
- психические расстройства матери,
- наследственная предрасположенность,
- заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Внешние факторы:
- неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растет ребенок,
- подражание ребенка кому-то из членов семьи, имеющему проблемы с речью,
- стресс у ребенка,
- недостаточное общение с ребенком в семье.
Четыре уровня тяжелых нарушение речи у детей:
Первый уровень: ребенок не разговаривает, издает звуки, сопровождает их жестами и мимикой.
Второй уровень: ребенок разговаривает простыми общеупотребительными словами, его речь не соответствует возрастной норме.
Третий уровень: ребенок разговаривает развернутыми фразами, но у его речи есть выраженные признаки лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Четвертый уровень: у ребенка развернутая речь с элементами недоразвитого языкового аппарата.
Виды тяжелых нарушений речи
Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному. Наиболее распространенные виды ТНР:
- Дизартрия – это проблемы с произношением слов и звуков, вызванные нарушением координации моторных функций, ответственных за артикуляцию и голосовую функцию. Часто дизартрия является следствием поражения центральной нервной системы.
- Алалия моторная – это отсутствие устной речи, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам способен выражать свои мысли только с помощью мимики и жестов.
- Алалия сенсорная – это поражение сенсорных зон коры головного мозга, когда ребенок не понимает обращенную речь и может издавать только бессвязные звуки.
- Афазия – это нарушение способности понимать и произносить речь, а также способности читать и писать. Афазия обычно возникает вследствие повреждения мозга, вызванного, например, инсультом или травмой головы.
- Общее недоразвитие речи – это комплексное нарушение речевого развития, характеризующееся недостатком словарного запаса, грамматическими ошибками и другими нарушениями, связанными с формированием речевых навыков. Общее недоразвитие речи может быть вызвано различными генетическими факторами, а также неблагоприятной социальную средой, в которой находится ребенок, и отсутствием адекватной стимуляции ребенка к речи.
- Заикание – это повторение звуков, слов или фраз, затрудненное начало произношения слов и фраз, а также продолжительные паузы в речи. Заикание может возникнуть вследствие нарушений координации мышц речевого аппарата, а также в результате психологических факторов, например, стресса и тревожности.
- Ринолалия – это нарушение произношения звуков и изменения тембра голоса из-за дефектов речевого аппарата. Ринолалия может быть вызвана различными причинами, например, аномалией небных дуг или нарушениями нервных путей, ответственных за координацию речевых функций.
Особенности обучения детей с ТНР в ДОУ и школе
Дети с ТНР часто имеют психологические особенности, которые напрямую связаны с их отставанием в речевом развитии. Такие дети бывают стеснительными и неуверенными в себе, поскольку им трудно сформулировать свои мысли и вступить в контакт с окружающими. Проблемы с социальным взаимодействием могут привести к социальной изоляции таких детей, а также быть причиной возникновения у них депрессии. Поэтому важно, чтобы педагоги, воспитатели и логопеды, работающие с детьми с ТНР, создавали поддерживающую обстановку в школе и ДОУ, а также обеспечивали индивидуальный подход к каждому ребенку.
В дошкольном возрасте речь у детей развивается очень быстро, поэтому важно проводить обследования детей с ТНР, что выявить речевые проблемы как можно раньше и начать лечение. Диагностику ТНР проводят с помощью тестирования детей, анкетирования родителей, наблюдения за ребенком во время игр и анализа его речевых ошибок.
При работе со школьниками с ТНР нужен всесторонний подход к их обучению. С обучающимися с ТНР проводится не только логопедическая работа по развитию речи, но и работа по развитию познавательных навыков: памяти, внимания, мышления и восприятия. Также детей с ТНР обучают чтению, письму и математике. Помимо этого, педагоги уделяют внимание развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации.
Для успешной работы с детьми с ТНР необходима специальная подготовка педагогов, а также соблюдение требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривают коррекционную работу, психологическую поддержку и работу с родителями. Только комплексный подход и содействие педагогов могут помочь детям с ТНР преодолеть трудности в развитии речи и достичь успехов в учебе.
Приемы работы с детьми с ТНР
Существует множество приемов и методик работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые позволяют помочь детям с ТНР улучшить их речевые навыки и адаптироваться в социуме.
- Один из основных приемов – индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети с ТНР могут иметь различные виды нарушений ТНР, поэтому необходимо учитывать персональные особенности детей с ТНР, и уже исходя из них выстраивать логопедическую и коррекционную работу с ТНР.
- Игровая форма – использование игрушек, обучающих материалов и игр помогает улучшать речь ребенка и развить другие необходимые навыки.
- При работе с детьми школьного возраста необходимо учитывать уровень их развития и выбирать задания, соответствующие их возможностям. Важно проводить занятия в форме диалога, разговора и дискуссии, стимулируя детей к общению и выражению своих мыслей и чувств.
- Еще один прием – использование жестов, мимики и других невербальных средств коммуникации, чтобы помочь детям с ТНР сформулировать то, что они хотят сказать и объяснить. Кроме того, стоит поддерживать и поощрять детей с ТНР, чтобы укреплять их уверенность в себе и мотивировать к дальнейшей работе с речью.
- В логопедии используются различные методики для более эффективной работы с детьми с ТНР: методики по развитию связной речи, методики фонетического развития, методики артикуляционной гимнастики и другие.
Работа воспитателя или педагога с детьми с ТНР — это сложный процесс, который требует терпения, творческого подхода и бережного отношения к каждому ребенку.
С чего начать будущему специалисту по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Если вас интересует работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, вы хотите разобраться, как помочь детям с ТНР, и начать работать в этой сфере, пройдите курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
➥ Получить необходимые для работы знания вы можете на онлайн-курсах ВГАПС: