Дыхательная гимнастика — эффективный инструмент для развития речи у детей и устранения речевых проблем.
Правильная техника дыхания позволяет ребенку контролировать поток воздуха при произнесении звуков и слов. Это способствует ясной и отчетливой артикуляции звуков, улучшает произношение и помогает развить плавность и ритмичность речи.
В тексте — подробнее об этом методе, который пользуется популярностью у логопедов.
Содержание статьи:
- Что из себя представляет дыхательная гимнастика?
- Как дыхательная зарядка помогает ребенку?
- Какие речевые нарушения исправляет дыхательная гимнастика?
- Упражнения для дыхательной гимнастики
- Какие правила нужно соблюдать при выполнении дыхательных упражнений?
- Где логопед может получить знания в области дыхательной гимнастики?
Что из себя представляет дыхательная гимнастика?
Прежде чем дать определение дыхательной гимнастики, важно понимать, какие виды дыхания у человека вообще существуют.
Типов дыхания два — речевое и неречевое.
Неречевое дыхание (его еще называют физиологическим) нужно для поддержания жизнедеятельности всех клеток и тканей организма. В физиологическом дыхании вдох и выдох примерно одинаковые по продолжительности.
Второй тип — речевое дыхание, и, в отличие от неречевого, человек может им управлять. Выдох в речевом дыхании более продолжительный, чем вдох, потому что фразы человек говорит как раз на выдохе — чем больше предложение, тем длиннее выдох. Речевое дыхание обеспечивает корректное звукопроизношение, отвечает за четкость и гладкость речи.
Чтобы ребенок научился приводить в соответствие речь и дыхание и не сбивался, логопеды используют дыхательную гимнастику. Это набор специальных упражнений, которые направлены на улучшение работы дыхательной системы.
Если выполнять такую зарядку регулярно, ребенок сможет управлять дыханием — регулировать длительность, силу и скорость вдохов и выдохов.
Как дыхательная зарядка помогает ребенку?
Одним из основных аспектов коррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения, является развитие речевого дыхания с помощью упражнений.
Дыхательная гимнастика укрепляет здоровье дошкольников, ведь она:
- Способствует насыщению организма кислородом.
- Тренирует дыхательную мускулатуру.
- Хорошо влияет на пищеварение, так как способствует расслаблению мышц брюшной полости и улучшает кровообращение в этой области, что ускоряет процесс переваривания пищи.
- Выступает как профилактика простудных заболеваний.
- Улучшает функционирование сердечно-сосудистой системы и повышает активность мозга.
- Активизирует лимфу и кровообращение в тканях носоглотки.
- Увеличивает объем бронхов и легких.
- Избавляет от дефектов артикуляции, помогает ребенку научиться произносить те или иные звуки.
- Повышает умственную работоспособность.
- Помогает улучшить звучность и четкость речи, сформировать правильное произношение, говорить без пауз, запинок и с правильной интонацией.
- Учит детей осознанно контролировать своё дыхание. Это может быть полезно, когда ребенок волнуется и его дыхание становится более быстрым и поверхностным.
- Помогает детям сфокусироваться на текущем моменте благодаря правильному дыханию, уменьшает рассеянность и беспокойство, которые часто сопровождают стрессовые ситуации.
Какие речевые нарушения исправляет дыхательная гимнастика?
У детей наблюдают следующие проблемы с речевым дыханием:
- Неумение «сохранять» воздух на всю фразу. Это приводит к ситуации, когда ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем шепотом договаривает фразу или слово, или не договаривает вообще, «проглатывает» слова.
- Недостаточно громкое и четкое произнесение слов из-за слабых вдохов и выдохов.
- Неумелое управление дыханием, из-за чего ребенок будто «захлебывается» словами, говорит слишком быстро и без логических пауз.
- Трудности с правильным выдохом во время говорения (например, выдох получается слабым), что ведет к искажению звуков и неправильному произношению.
Упражнения для дыхательной гимнастики
Кучер останавливает лошадку. Ребенок набирает воздух в легкие и с силой выдувает его через рот, говоря: «Прррр». При этом губы должны вибрировать.
Жук. Ребенок садится и скрещивает руки на груди. Делает глубокий вдох, разводит руки в стороны и поднимает голову. Затем он выдыхает, снова скрещивает руки на груди, опускает голову и имитирует звук, который издает большой жук — «Ж-Ж-Ж». В это время логопед может петь песенку: «Жу-у-у, — сказал крылатый жук, — Посижу и пожужжу».
Пушок. Педагог подбрасывает перышко и приговаривает: «Лети, перышко». Нужно дуть на него снизу, чтобы оно не опустилось. Необходимо следить, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Мячик-ямочка. Это упражнение развивает грудобрюшной тип дыхания и ротовой выдох. Логопед просит ребенка сделать глубокий вдох животом – животик стал похож на мячик. А затем выдох — появилась ямочка. Повторить несколько раз.
Каша. Ребенок вдыхает через нос, а на выдохе произносит: «Пых».
Кто громче. Ребенок плотно смыкает губы и прижимает указательный палец правой руки к правой ноздре. Затем он глубоко вдыхает левой ноздрей, произнося звук «м-м-м-м» и одновременно похлопывая по левой ноздре указательным пальцем левой руки. Затем он повторяет упражнение с другой ноздрей, чтобы проверить, с какой стороны звук получается громче.
Листопад. Для этой игры понадобятся разноцветные кленовые, дубовые, березовые листья — можно вырезать из красной, желтой, оранжевой бумаги или собрать на улице. Затем нужно разложить листья на столе и предложить ребенку подуть на них и устроить настоящий листопад.
Приятный запах. Логопед ставит вазочку с приятно пахнущими фруктами (яблоками, апельсинами, грушами) или еловыми веточками и просит ребенка понюхать их. Малыш вдыхает носом, а на выдохе говорит: «Хорошо», «Вкусно», «Как пахнет» и т. д.
Гуси летят. Педагог предлагает ребенку поиграть в гусей. Ребенку нужно ходить по комнате и плавно взмахивать руками: на вдохе ребенок поднимает руки, а на выдохе опускает, произнося «Гу-у-у».
Какие правила нужно соблюдать при выполнении дыхательных упражнений?
Дыхательная гимнастика в логопедии — это нагрузка для детей, особенно маленьких, поэтому во время занятий важно придерживаться следующих рекомендаций:
- Проверьте, чтобы комната, где вы будете заниматься, была чистой и прохладной: откройте форточку, вытрите пыль, включите увлажнитель воздуха.
- Попросите родителей приводить ребенка в легкой «дышащей» одежде, в которой малышу будет удобно двигаться. Кроме того, лучше заниматься натощак или поесть за полтора-два часа до занятий (но не плотно).
- Не утомляйте ребенка: дыхательная гимнастика отнимает у него много сил, поэтому зарядка должна идти не больше 5-7 минут. При этом каждое упражнение выполняйте не более 2-5 раз, чтобы избежать головокружения.
- Следите за техникой выполнения упражнений: никаких судорожных резких вдохов, плечи расслаблены, дышать нужно «животом». Вдох через нос и рот — легкий и короткий, а выдох через рот — длительный и «растянутый».
- Поставьте приятную музыку (энергичную или тихую и спокойную в зависимости от упражнения).
Где логопед может получить знания в области дыхательной гимнастики?
Чтобы грамотно использовать дыхательные упражнения в коррекционной работе, можно пройти курс профессиональной переподготовки.
Так, на программе «Воспитатель логопедической группы. Педагогическая и коррекционно-развивающая помощь детям с речевой патологией в условиях реализации ФГОС ДО» слушатели погрузятся в специфику работы над постановкой правильного речевого дыхания детей при различных нарушениях — алалии, дизартрии, заикании и других.