8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Работа логопеда: как запускают речь у неговорящих детей?

Запуск речи у неговорящих детей — это сложный процесс, который требует от логопеда постепенной и терпеливой работы с ребенком. В этой статье мы расскажем, как развивается речь у детей, что в речевом развитии ребенка сигнализирует о том, что его речь необходимо запускать, и как логопеды запускают речь у неговорящих детей.

Содержание статьи:

Этапы речевого развития у детей

Запуск речи у неговорящих детей представляет собой процесс, направленный на развитие коммуникативных умений у тех, у кого речь не соответствует стандартам развития речи или вовсе отсутствует. Главная цель этого процесса — помочь ребенку освоить и использовать речевые навыки для выражения своих мыслей, потребностей и эмоций.

Выделяют следующие этапы речевого развития у детей:

  • 2–3 месяца 

Ребенок издает звуки и реагирует на звуки вокруг, а также использует жесты и мимику.

  • 6 месяцев

Ребенок произносит слоги «на», «ля» и повторяет их: «на-на-на», «ля-ля-ля».

  • 1 год 

Ребенок произносит простые слова, которые обозначают предметы вокруг, близких людей или короткие действия: «мишка», «мама», «дай».

  • 1,5–2 года

Ребенок комбинирует слова, чтобы выразить свои желания или мысли, например, «дай ложку», «мой заяц».

  • 2–3 года

Ребенок говорит длинными фразами и простыми предложениями, использует множественное число и падежи.

  • 3–4 года

Ребенок умеет произносить длинные предложения, рассказывает небольшие истории и умеет выражать свои мысли довольно подробно.

Сигналы необходимости запуска речи

Если у ребенка наблюдается несколько из перечисленных ниже признаков, это может свидетельствовать о необходимости запуска речи. Вот некоторые признаки, на которые следует обратить внимание:

  1. Отсутствие или ограниченность речи по сравнению с нормами развития речи у детей.
  2. Небольшой словарный запас и трудность в усвоении новых слов.
  3. Сложность в восприятии речи окружающих или отсутствие реакции на нее. 
  4. Отсутствие коммуникативных навыков или сложность в установлении контакта с окружающими.
  5. Повышенная тревожность у ребенка.

Основные этапы запуска речи

Чтобы начать процесс запуска речи у ребенка, логопеду, прежде всего, нужно установить контакт с ребенком и выявить его поведенческие особенности. С маленькими детьми логопеды проводят коррекционную работу в непринужденном игровом формате. Начинают работу с игр, которые призваны развить двигательное подражание у ребенка, так как за двигательным подражанием будет следовать речевое. 

Логопед предлагает ребенку активности, которые сопровождаются произнесением звуков. Один из ярких примеров — игра «по кочкам, по кочкам, по маленьким кусточкам», в результате которой ребенок «падает в ямку» со звуком «бух». Психика детей устроена так, что подобные активности вызывают у них эмоциональный всплеск, и в состоянии этого всплеска они начинают произносить звуки и даже слова. 

Еще один аспект, который развивает логопед у ребенка, — понимание речи. Например, с помощью вопросов, которые помогают ребенку устанавливать связь между предметом и его названием. «Где машинка? Покажи». 

Другой способ развить понимание речи у ребенка — чтение сказок. Обычно логопеды выбирают сказки, в которых часто повторяются одни и те же слова. Хорошие примеры таких сказок — «Колобок» и «Репка», где повторяются слова «катится-катится» и «тянут-потянут». Во время чтения сказки ребенок следит за развитием сюжета и испытывает сильные эмоции, из-за чего начинает повторять слова, которые часто слышит в сказке — те самые «катится-катится» и «тянут-потянут».

Кроме того, логопед помогает ребенку научиться правильно произносить гласные и согласные звуки, а также комбинировать их в слоги. Уже после логопед обучает ребенка произношению слов и способствует пополнению словарного запаса ребенка.

Более подробно о методиках, которые используют в работе логопеды, расскажем далее.

Методики запуска речи у неговорящих детей

Для стимуляции речи у неговорящих детей специалисты применяют различные методики:

  1. Игровой подход — в работе с детьми используются игры, которые требуют от ребенка ответной реакции, что способствует использованию слов и фраз, а также развитию у него коммуникативных навыков.
  2. Использование визуальных средств — применяются карточки с изображениями, кубики с буквами или магнитные доски, что помогает ребенку установить ассоциацию между словами и конкретными предметами и легкого запомнить новые слова.
  3. Моделирование речи — заключается в повторении слов и фраз, произнесенных ребенком, с предложением более сложных конструкций. Например, если ребенок говорит «собака», ему могут ответить: «Да, это большая белая собака».
  4. Повторение и подражание — важные элементы развития речи у детей, что помогает укрепить связь между произносимыми или слышимыми звуками и их значениями.
  5. Использование жестов и мимики — полезные средства коммуникации, особенно для детей с ограниченным словарным запасом или проблемами в произношении.
  6. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения — применяются для укрепления речевого аппарата и улучшения произношения звуков.

Хотите стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?

➥ Получить необходимые знания, чтобы стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей, можно на дистанционных курсах повышения квалификации от Волгоградской Гуманитарной Академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (ВГАППССС). Всего за 6 недель вы узнаете, как проводится диагностика неговорящих детей, научитесь определять актуальные и перспективные способы коммуникации ребенка и сможете проводить коррекционные занятия с неговорящими детьми.

Ждем вас на онлайн-курсах ВГАППССС:

Запуск речи у неговорящих детей. Специфика организации и проведения логопедической работы
108 часов / 1.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
9 240 руб
6 160 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 670+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.