Запуск речи у неговорящих детей — это сложный процесс, который требует от логопеда постепенной и терпеливой работы с ребенком. В этой статье мы расскажем, как развивается речь у детей, что в речевом развитии ребенка сигнализирует о том, что его речь необходимо запускать, и как логопеды запускают речь у неговорящих детей.
Содержание статьи:
- Этапы речевого развития у детей
- Сигналы необходимости запуска речи
- Основные этапы запуска речи
- Методики запуска речи у неговорящих детей
- Хотите стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?
Этапы речевого развития у детей
Запуск речи у неговорящих детей представляет собой процесс, направленный на развитие коммуникативных умений у тех, у кого речь не соответствует стандартам развития речи или вовсе отсутствует. Главная цель этого процесса — помочь ребенку освоить и использовать речевые навыки для выражения своих мыслей, потребностей и эмоций.
Выделяют следующие этапы речевого развития у детей:
- 2–3 месяца
Ребенок издает звуки и реагирует на звуки вокруг, а также использует жесты и мимику.
- 6 месяцев
Ребенок произносит слоги «на», «ля» и повторяет их: «на-на-на», «ля-ля-ля».
- 1 год
Ребенок произносит простые слова, которые обозначают предметы вокруг, близких людей или короткие действия: «мишка», «мама», «дай».
- 1,5–2 года
Ребенок комбинирует слова, чтобы выразить свои желания или мысли, например, «дай ложку», «мой заяц».
- 2–3 года
Ребенок говорит длинными фразами и простыми предложениями, использует множественное число и падежи.
- 3–4 года
Ребенок умеет произносить длинные предложения, рассказывает небольшие истории и умеет выражать свои мысли довольно подробно.
Сигналы необходимости запуска речи
Если у ребенка наблюдается несколько из перечисленных ниже признаков, это может свидетельствовать о необходимости запуска речи. Вот некоторые признаки, на которые следует обратить внимание:
- Отсутствие или ограниченность речи по сравнению с нормами развития речи у детей.
- Небольшой словарный запас и трудность в усвоении новых слов.
- Сложность в восприятии речи окружающих или отсутствие реакции на нее.
- Отсутствие коммуникативных навыков или сложность в установлении контакта с окружающими.
- Повышенная тревожность у ребенка.
Основные этапы запуска речи
Чтобы начать процесс запуска речи у ребенка, логопеду, прежде всего, нужно установить контакт с ребенком и выявить его поведенческие особенности. С маленькими детьми логопеды проводят коррекционную работу в непринужденном игровом формате. Начинают работу с игр, которые призваны развить двигательное подражание у ребенка, так как за двигательным подражанием будет следовать речевое.
Логопед предлагает ребенку активности, которые сопровождаются произнесением звуков. Один из ярких примеров — игра «по кочкам, по кочкам, по маленьким кусточкам», в результате которой ребенок «падает в ямку» со звуком «бух». Психика детей устроена так, что подобные активности вызывают у них эмоциональный всплеск, и в состоянии этого всплеска они начинают произносить звуки и даже слова.
Еще один аспект, который развивает логопед у ребенка, — понимание речи. Например, с помощью вопросов, которые помогают ребенку устанавливать связь между предметом и его названием. «Где машинка? Покажи».
Другой способ развить понимание речи у ребенка — чтение сказок. Обычно логопеды выбирают сказки, в которых часто повторяются одни и те же слова. Хорошие примеры таких сказок — «Колобок» и «Репка», где повторяются слова «катится-катится» и «тянут-потянут». Во время чтения сказки ребенок следит за развитием сюжета и испытывает сильные эмоции, из-за чего начинает повторять слова, которые часто слышит в сказке — те самые «катится-катится» и «тянут-потянут».
Кроме того, логопед помогает ребенку научиться правильно произносить гласные и согласные звуки, а также комбинировать их в слоги. Уже после логопед обучает ребенка произношению слов и способствует пополнению словарного запаса ребенка.
Более подробно о методиках, которые используют в работе логопеды, расскажем далее.
Методики запуска речи у неговорящих детей
Для стимуляции речи у неговорящих детей специалисты применяют различные методики:
- Игровой подход — в работе с детьми используются игры, которые требуют от ребенка ответной реакции, что способствует использованию слов и фраз, а также развитию у него коммуникативных навыков.
- Использование визуальных средств — применяются карточки с изображениями, кубики с буквами или магнитные доски, что помогает ребенку установить ассоциацию между словами и конкретными предметами и легкого запомнить новые слова.
- Моделирование речи — заключается в повторении слов и фраз, произнесенных ребенком, с предложением более сложных конструкций. Например, если ребенок говорит «собака», ему могут ответить: «Да, это большая белая собака».
- Повторение и подражание — важные элементы развития речи у детей, что помогает укрепить связь между произносимыми или слышимыми звуками и их значениями.
- Использование жестов и мимики — полезные средства коммуникации, особенно для детей с ограниченным словарным запасом или проблемами в произношении.
- Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения — применяются для укрепления речевого аппарата и улучшения произношения звуков.
Хотите стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей?
➥ Получить необходимые знания, чтобы стать специалистом по запуску речи у неговорящих детей, можно на дистанционных курсах повышения квалификации от Волгоградской Гуманитарной Академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (ВГАППССС). Всего за 6 недель вы узнаете, как проводится диагностика неговорящих детей, научитесь определять актуальные и перспективные способы коммуникации ребенка и сможете проводить коррекционные занятия с неговорящими детьми.
Ждем вас на онлайн-курсах ВГАППССС: