Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

4 этапа психологической консультации

Этапы консультации психолога — это части сессии. Всего их четыре, у каждого своя цель и для каждого характерны особенности взаимодействия психолога с клиентом. Для построения доверительных терапевтических отношений и эффективной работы важно придерживаться структуры сессии.

Содержание статьи:

Средняя продолжительность индивидуальной сессии — 60 минут. В это время нужно уложить основные этапы психологической консультации психолога.

1. Знакомство с клиентом

Средняя продолжительность: 5–10 минут.

Цель: расположить к себе клиента и помочь ему расслабиться.

Психологу важно показать себя с положительной стороны. Быть дружелюбным, пунктуальным, приветливым, вежливым и демонстрировать заинтересованность.

Поздоровайтесь с клиентом и предложите сесть там, где ему удобно. Представьтесь и спросите: «Как я могу к вам обращаться?» В терапии лучше использовать ту форму имени, которую назовет клиент.

Что еще можно спросить в начале встречи:

  • «Как добрались?»
  • «Легко ли нашли кабинет?»
  • «Хотите осмотреть кабинет, прежде чем мы начнем сессию?»
  • «Хотите чай или кофе?»

После знакомства можно кратко рассказать об особенностях и этапах консультирования. Например: «Сессия продлится час. Сначала вы поделитесь проблемой, затем я предложу вам план работы над ней. Если он вас устроит, мы начнем терапию».

Можно познакомить клиента с подходом, в котором вы работаете, и отметить, что после прояснения запроса вы сможете точнее сказать, сколько времени потребуется для его проработки.

Практическая психология с дополнительной специализацией в области психологического консультирования
1770 часов / 15 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
97 800 руб
87 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Психологическое консультирование. Организация эффективного консультативного взаимодействия
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
27 800 руб
23 200 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Психологическое консультирование и психодиагностика
620 часов / 5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
36 000 руб
31 300 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

2. Прояснение запроса

Средняя продолжительность: 25–35 минут.

Цель — определить истинный запрос.

Можно спросить клиента: «Что привело вас ко мне?», «О чем вы хотели бы поговорить?», «Что вас беспокоит?» На этом этапе главная задача психолога — внимательно слушать и проявлять эмпатию. Например, кивать головой, говорить: «Понимаю», «Да, это неприятно».

Прояснение запроса — ключевой этап, потому что запрос задает вектор терапии. На его основе психолог выдвигает гипотезу и подбирает методы работы.

Эффективный запрос звучит как цель, поэтому, если клиент не может четко сформулировать желаемый результат, психолог может помочь вопросами:

  • «Расскажите, пожалуйста, подробнее о…»
  • «Я правильно понимаю, что…?»
  • «Что это значит для вас?»
  • «Что бы вы хотели изменить?»
  • «В чем вы видите решение проблемы?»

Если клиент рассказывает о нескольких проблемах, можно спросить: «С чего вы хотели бы начать работу?»

Выслушав историю клиента, психолог предлагает гипотезу — профессиональное мнение о причинах проблемы клиента и направлениях работы для ее решения.

Пример. К психологу Марии обратилась клиентка: «Не могу построить отношения». В ходе беседы консультант узнала, что в детстве девушка болезненно переживала развод родителей. Психолог выдвинула гипотезу, что из-за этой травмы клиентка боится строить отношения и доверять мужчинам. Консультант предложил работать над детской травмой.

Для проверки гипотезы психолог может задать уточняющие вопросы. Или поделиться своим профессиональным мнением и спросить: «Как вы думаете, это может быть причиной вашей проблемы?»

В конце этапа у психолога и клиента должно сформироваться четкое представление о будущей работе. Специалист может сказать: «Я предлагаю вам встречаться раз в неделю. На сессиях мы будем беседовать, и вы будете выполнять упражнения. Также я буду давать вам домашние задания».

3. Работа с запросом

Средняя продолжительность: 10 минут.

Цель — улучшить состояние клиента.

Некоторые запросы можно решить за сессию. Например: клиент не может выбрать одну из двух вакансий, психолог помогает определиться.

Но чаще на проработку запроса уходит несколько консультаций, в среднем — от 6 до 20. При работе со старыми травмами — больше. Поэтому перед психологом стоит задача сделать так, чтобы с каждой встречей клиент чувствовал себя лучше, а решение главного запроса приближалось.

Для этого на консультацию выбирается запрос в рамках основного обращения. Задача психолога — выстроить в голове клиента логическую цепочку событий. Помочь ему понять, что и почему он чувствует, как возникла проблема, что ее подпитывает.

Психолог подчеркивает противоречия в рассказе клиента и задает вопросы, чем побуждает человека к самоанализу. Помогает понять, что его поведение и чувства — реакция на внешние события и отношение к ним. Затем психолог помогает скорректировать установки, создавшие проблемную ситуацию.

Психологу следует быть аккуратным в высказываниях, чтобы клиент не начал испытывать чувство вины. Например, можно предложить взглянуть на ситуацию с позиции третьих лиц, задействованных в проблеме. Это поможет клиенту увидеть и себя с новой стороны.

4 этапа психологической консультации

4. Завершение консультации

Средняя продолжительность: 5–7 минут.

Цель: подвести итоги сессии.

Психолог повторяет основные моменты: «Сегодня мы поговорили о…», «Мы выяснили, что…», «Мы пришли к тому, что…».

Вопросы для получения обратной связи от клиента:

  • «Может быть, вы хотите что-то добавить? Или вспомнили что-то важное?»
  • «Может быть, вы хотите спросить меня о чем-то?»
  • «Что вы чувствуете сейчас?»
  • «Оправдались ли ваши ожидания от сессии?»

Затем психолог может дать домашнее задание или рекомендации по самостоятельному решению проблемы. Поделиться книгами, которые будут полезны клиенту. Поблагодарить клиента за работу и с улыбкой проводить его.

Если клиент планирует продолжить консультирование, можно сразу назначить дату встречи и обговорить запрос для нее. Либо предложить: «Подумайте, пожалуйста, что хотели бы обсудить в следующий раз». Важно быть сдержанным, дать клиенту время на переработку нового опыта. Если он пока не готов сказать, хочет ли продолжить работу, — не настаивайте.

Бывает, что клиенты не хотят продолжать консультирование. Если это случилось с вами, необходимо объективно оценить свою работу. Если вы провели сессию этично и профессионально, то, скорее всего, дело в клиенте — он пока не готов работать над проблемой. Не принимайте это близко к сердцу — на каждого психолога найдется свой клиент.

Этапы консультирования: таблица

Структура консультации психолога — это ориентир, как и их продолжительность этапов. Помните, что важно идти за клиентом. Ваша задача — помочь ему, а не строго выдержать тайминг встречи.

Этап

Продолжительность в минутах

Цель

1. Знакомство

5–10

Создать комфортную атмосферу

2. Прояснение запроса

25–35

Определить цель (результат) консультирования

3. Работа с запросом

10

Улучшить состояние клиента

4. Завершение консультации

5–7

Подвести итоги сессии

➥ Психологи часто действуют интуитивно и творчески, это умение можно развить. Консультируйте, общайтесь с коллегами, ходите на супервизию, читайте профессиональную литературу – и вы научитесь чувствовать клиентов!

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 680+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.