Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС) — это целый комплекс различных нарушений, которые влияют на коммуникативные навыки, социализацию и поведение.
В статье рассказали о том, почему у ребенка может быть аутизм, как классифицируют расстройства аутистического спектра и в чем состоит дефектологическая работа при аутизме.
Содержание статьи:
- Почему у ребенка может быть аутизм
- Возможные признаки аутизма у ребенка
- Как классифицируют аутизм
- Дефектологическая работа при аутизме
- С чего начать будущему специалисту по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Почему у ребенка может быть аутизм
Наука изучает аутизм уже длительное время, однако до сих пор точные причины его возникновения остаются неизвестными. Тем не менее выявлены факторы, которые увеличивают риск развития аутизма у детей.
Генетические факторы
Имеются несколько хорошо изученных генетических нарушений, которые могут привести к развитию расстройств аутистического спектра (РАС). К ним относятся синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз и синдром Ретта. Хотя не все люди с этими заболеваниями имеют диагноз РАС, у многих он присутствует.
Исследования подтверждают, что наследственность играет значительную роль в развитии РАС. Распространенность аутистических расстройств возрастает с увеличением степени родства: чем ближе родственные связи, тем выше риск развития аутизма у других членов семьи.
Средовые факторы
Среди факторов риска РАС важнейшим является возраст родителей на момент зачатия. Чем старше родители, тем выше вероятность рождения ребенка с аутизмом.
Кроме того, значимыми факторами риска считаются условия беременности и родов, такие как преждевременные или осложненные роды, а также здоровье ребенка в перинатальный и неонатальный периоды.
Генно-средовые факторы
Некоторые внешние факторы способны вызвать генетические мутации, которые приводят к РАС. Эти мутации изменяют клеточные процессы, способствуя развитию аутистических расстройств.
Мутации могут возникнуть под воздействием окружающей среды, включая радиацию, химические вещества, а также биологические агенты, такие как бактерии и вирусы.
Возможные признаки аутизма у ребенка
Общие симптомы аутизма у ребенка:
- ребенку трудно общаться;
- у ребенка проблемы с речью;
- ребенок не идет на зрительный контакт;
- у ребенка ограниченные интересы;
- ребенок делает одни и те же движения;
- у ребенка нет реакции (или наоборот – чересчур сильная реакция) на свет, звук, вкусы и запахи.
Если у ребенка присутствует несколько из вышеперечисленных признаков, важно не медлить и обратиться за консультацией к специалисту как можно скорее, чтобы в случае нарушений начать работать с малышом как можно раньше.
Как классифицируют аутизм
Расстройства аутистического спектра можно разделить на четыре группы.
- Дети первой группы практически не откликаются на обращения и не используют ни речь, ни невербальные формы общения. Их потребность в коммуникации значительно снижена. Их поведение можно назвать полевым.
- Дети второй группы демонстрируют стереотипное поведение, включая повторяющиеся речевые шаблоны, и стремятся сохранять постоянство и порядок в окружающей среде.
Неопределенность и неожиданные изменения могут вызвать у них поведенческие срывы, проявляющиеся в активном негативизме, агрессии или самоагрессии.
У детей этой группы с раннего возраста наблюдаются сложные и стереотипные формы аутостимуляции, такие как раскачивания, прыжки и тряска руками.
- Дети третьей группы погружены в свои узконаправленные и стереотипные интересы. Им крайне сложно вести диалог, но они способны на сложные монологи, обычно в рамках своих интересов.
- Дети четвертой группы нуждаются в постоянной поддержке взрослых, для них характерны заторможенность и повышенная ранимость. В стрессовых ситуациях у них могут проявляться двигательные и речевые стереотипии.
Дефектологическая работа при аутизме
Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра — это длительный процесс, который проводится поэтапно.
Сначала дефектолог устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, чтобы тот привык к специалисту и учебному помещению.
Затем дефектолог вырабатывает у ребенка учебный стереотип — его учат сидеть за столом для занятий.
Следующий этап — установление зрительного контакта: дефектолог обучает ребенка фиксировать взгляд на конкретных предметах, а потом устанавливает с ним зрительный контакт.
Уже после этого ребенка обучают пониманию речи и выполнению инструкций: дефектолог просит ребенка показать на различные предметы с помощью просьб “дай” и “покажи”.
Потом дефектолог начинает работать над развитием у ребенка наглядно-действенного мышления. На этом этапе специалист помогает ребенку сформировать сенсорное представление о предметах — понимание их характеристик: цвета, размера, формы и так далее.
Далее дефектолог помогает развить наглядно-образное мышление. На занятиях ребенок пробует дорисовывать различные фигуры и узоры, что способствует его пониманию образов предметов.
На завершающем этапе специалист начинает развивать у ребенка словесно-логическое мышление.
Для этого проводится работа над расширением словарного запаса ребенка и его умением совершать логические действия, такие как анализ, обобщение, умозаключение.
Обычно это делается с помощью решения головоломок, отгадывания загадок и выполнения различных упражнений на сочинение продолжений рассказов и сказок.
С чего начать будущему специалисту по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Если вас интересует работа с детьми с аутизмом, вы хотите разобраться, как помочь детям с РАС и начать работать в этой сфере, пройдите курсы профессиональной переподготовки.
Получить необходимые для работы знания вы можете на онлайн-курсах ВГАПС: