8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве

Помощь дефектолога при аутизме

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС) — это целый комплекс различных нарушений, которые влияют на коммуникативные навыки, социализацию и поведение. 

В статье рассказали о том, почему у ребенка может быть аутизм, как классифицируют расстройства аутистического спектра и в чем состоит дефектологическая работа при аутизме.

Содержание статьи:

Помощь дефектолога при аутизме

Почему у ребенка может быть аутизм

Наука изучает аутизм уже длительное время, однако до сих пор точные причины его возникновения остаются неизвестными. Тем не менее выявлены факторы, которые увеличивают риск развития аутизма у детей. 

Генетические факторы

Имеются несколько хорошо изученных генетических нарушений, которые могут привести к развитию расстройств аутистического спектра (РАС). К ним относятся синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз и синдром Ретта. Хотя не все люди с этими заболеваниями имеют диагноз РАС, у многих он присутствует.

Исследования подтверждают, что наследственность играет значительную роль в развитии РАС. Распространенность аутистических расстройств возрастает с увеличением степени родства: чем ближе родственные связи, тем выше риск развития аутизма у других членов семьи.

Средовые факторы

Среди факторов риска РАС важнейшим является возраст родителей на момент зачатия. Чем старше родители, тем выше вероятность рождения ребенка с аутизмом.

Кроме того, значимыми факторами риска считаются условия беременности и родов, такие как преждевременные или осложненные роды, а также здоровье ребенка в перинатальный и неонатальный периоды.

Генно-средовые факторы

Некоторые внешние факторы способны вызвать генетические мутации, которые приводят к РАС. Эти мутации изменяют клеточные процессы, способствуя развитию аутистических расстройств.

Мутации могут возникнуть под воздействием окружающей среды, включая радиацию, химические вещества, а также биологические агенты, такие как бактерии и вирусы.

Возможные признаки аутизма у ребенка

Общие симптомы аутизма у ребенка:

  • ребенку трудно общаться;
  • у ребенка проблемы с речью;
  • ребенок не идет на зрительный контакт;
  • у ребенка ограниченные интересы;
  • ребенок делает одни и те же движения;
  • у ребенка нет реакции (или наоборот – чересчур сильная реакция) на свет, звук, вкусы и запахи.

Если у ребенка присутствует несколько из вышеперечисленных признаков, важно не медлить и обратиться за консультацией к специалисту как можно скорее, чтобы в случае нарушений начать работать с малышом как можно раньше.

Организация коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (АВА-терапия)
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
16 300 руб
12 100 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Как классифицируют аутизм

Расстройства аутистического спектра можно разделить на четыре группы.

  • Дети первой группы практически не откликаются на обращения и не используют ни речь, ни невербальные формы общения. Их потребность в коммуникации значительно снижена. Их поведение можно назвать полевым.
     
  • Дети второй группы демонстрируют стереотипное поведение, включая повторяющиеся речевые шаблоны, и стремятся сохранять постоянство и порядок в окружающей среде.

Неопределенность и неожиданные изменения могут вызвать у них поведенческие срывы, проявляющиеся в активном негативизме, агрессии или самоагрессии.

У детей этой группы с раннего возраста наблюдаются сложные и стереотипные формы аутостимуляции, такие как раскачивания, прыжки и тряска руками.

  • Дети третьей группы погружены в свои узконаправленные и стереотипные интересы. Им крайне сложно вести диалог, но они способны на сложные монологи, обычно в рамках своих интересов.
     
  • Дети четвертой группы нуждаются в постоянной поддержке взрослых, для них характерны заторможенность и повышенная ранимость. В стрессовых ситуациях у них могут проявляться двигательные и речевые стереотипии.

Дефектологическая работа при аутизме

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра — это длительный процесс, который проводится поэтапно. 

Сначала дефектолог устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, чтобы тот привык к специалисту и учебному помещению. 

Затем дефектолог вырабатывает у ребенка учебный стереотип — его учат сидеть за столом для занятий. 

Следующий этап — установление зрительного контакта: дефектолог обучает ребенка фиксировать взгляд на конкретных предметах, а потом устанавливает с ним зрительный контакт. 

Уже после этого ребенка обучают пониманию речи и выполнению инструкций: дефектолог просит ребенка показать на различные предметы с помощью просьб “дай” и “покажи”. 

Потом дефектолог начинает работать над развитием у ребенка наглядно-действенного мышления. На этом этапе специалист помогает ребенку сформировать сенсорное представление о предметах — понимание их характеристик: цвета, размера, формы и так далее. 

Далее дефектолог помогает развить наглядно-образное мышление. На занятиях ребенок пробует дорисовывать различные фигуры и узоры, что способствует его пониманию образов предметов. 

На завершающем этапе специалист начинает развивать у ребенка словесно-логическое мышление

Инклюзивное и специальное образование обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях реализации ФГОС
144 часов / 1 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
9 800 руб
6 600 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Для этого проводится работа над расширением словарного запаса ребенка и его умением совершать логические действия, такие как анализ, обобщение, умозаключение. 

Обычно это делается с помощью решения головоломок, отгадывания загадок и выполнения различных упражнений на сочинение продолжений рассказов и сказок.

С чего начать будущему специалисту по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Если вас интересует работа с детьми с аутизмом, вы хотите разобраться, как помочь детям с РАС и начать работать в этой сфере, пройдите курсы профессиональной переподготовки.

Получить необходимые для работы знания вы можете на онлайн-курсах ВГАПС:

Специальное (дефектологическое) образование
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
28 700 руб
23 900 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 650+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.