ABA-терапия — это прикладная отрасль науки о поведении. Данный научный подход эффективен в коррекционно-развивающей работе с детьми с особенностями развития, в том числе с детьми с расстройством аутистического спектра. АВА-терапия помогает детям с РАС стать более самостоятельными и приобрести навыки, которыми они будут пользоваться в повседневной жизни. О принципах этой системы рассказываем в тексте.
Содержание статьи:
- Что такое АВА-терапия?
- В чем суть поведенческой терапии?
- Какие этапы включает ABA-терапия?
- Как сделать АВА-терапию наиболее эффективной?
- Какие результаты дает ABA-терапия?
- Где обучиться основам поведенческой терапии?
Что такое АВА-терапия?
Это комплекс методов, которые используют специалисты, чтобы скорректировать социально неприемлемое поведение ребенка с аутизмом, сформировать социально значимое поведение и последовательно обучить его навыкам, необходимым для жизни в обществе.
Цель — максимально улучшить качество жизни ребенка с расстройством аутистического спектра и его близких.АВА-терапию еще называют поведенческой терапией, поскольку ее задача — изучить, как те или иные факторы окружающей среды влияют на поведение ребенка и что можно сделать, чтобы оптимизировать взаимодействие ребенка с внешним миром.
В чем суть поведенческой терапии?
ABA-терапия основана на том принципе, что любое поведение связано с рядом причин. Задача терапевта — подобрать «ключ» к поведению ребенка с РАС, разгадать, почему он ведет себя именно так, и скорректировать его поведение.
Основная стратегия, которая для этого используется, заключается в следующем: выработать социально приемлемое поведение у ребенка с РАС можно с помощью подкрепления (усиление) данного желаемого поведения.
Специалисты устанавливают чёткие, измеримые цели, связанные с обучением ребенка, и используют различные техники поощрения, чтобы закрепить определенные поведенческие реакции.
К примеру, ребенка просят выполнить какое-либо действие, а после дают мотивационный предмет, который ему точно понравится и вызовет желание заниматься, — конфету, раскраску, игрушку. Так ребенок начинает постепенно осознавать результаты своих действий и с большей вероятностью повторит их.
Для того, чтобы ребенок с РАС мог выполнить задания, их разбивают на небольшие составляющие. Один блок — один навык (зрительный контакт, речь, умение играть). Со временем блоки складывают в длинные логические цепочки, чтобы ребенок научился справляться с более сложными задачами. При этом специалист должен постоянно следить за тем, чтобы поощрения оставались ценными для ребенка — ведь если он потеряет к ним интерес, то не будет замотивирован к обучению.
К нежелательному поведению применяется нейтральный или корректирующий подход — ребенка ни в коем случае не ругают, не применяют силу и либо игнорируют его поведение, либо мягко направляют. Так ребенок постепенно учится адаптироваться к внешней среде и возможным социальным сценариям, слушать собеседника и воспринимать информацию.
Какие этапы включает ABA-терапия?
- АВА-терапия начинается с консультирования. Терапевт встречается с родителями и ребенком: собирает данные о ребенке, его окружении, факторах, влияющих на его действия и эмоциональные реакции, а также фиксирует, что ребенок может делать, а что — нет. После этого принимается решение о дальнейшей работе, обсуждается, подходит ли ребенку ABA-терапия в данный момент.
- Далее проходит этап тестирования. Он нужен, чтобы выявить препятствия в обучении, связанные с нежелательным поведением, и определить приоритетные направления работы. Специалист оценивает социальные, адаптивные, учебные и вербальные навыки ребенка. После диагностики ABA-терапевт строит индивидуальный план занятий с ребенком, учитывающий цели и задачи терапии. Навыки, которые нужно сформировать и закрепить, могут быть, например, следующими:
- установление зрительного контакта;
- умение указывать на нужный предмет;
- навык просьбы;
- отклик на свое имя.
- Специалист начинает работу с ребенком по составленной программе, а родители закрепляют навыки ребенка дома.
Как сделать АВА-терапию наиболее эффективной?
Чтобы ABA-терапия принесла максимальную пользу ребенку, следует учитывать ряд факторов, среди которых:
- Раннее начало. Дети, которые начинают получать ABA-терапию возрасте до 3-4 лет, демонстрируют значительные улучшения в обучении, развитии речи и социальных навыках. Это связано с тем, что мозг в этом возрасте проходит период интенсивного развития, и его пластичность позволяет лучше адаптироваться и усваивать новые поведенческие паттерны.
- Интенсивность и продолжительность. Программы, предполагающие определенное количество часов терапии в неделю (рекомендуется около 20-40 часов) и продолжающиеся на протяжении нескольких лет, обычно ведут к более серьезному прогрессу в развитии детей. Длительная и регулярная ABA-терапия способствует закреплению навыков ребенка с РАС и их переносу в разные социальные обстоятельства.
- Индивидуализация программы. Эффективность ABA-терапии сильно зависит от того, насколько точно программа соответствует индивидуальным потребностям ребенка. Специалисты должны учитывать возраст, уровень развития, интересы и конкретные трудности ребенка, чтобы составить соответствующий план работы.
- Вовлеченность семьи. Эмпатия и помощь близких не только способствуют тому, что ребенок будет лучше учиться и пользоваться приобретенными навыками (не в кабинете терапевта, а в жизни), но и обеспечивают эмоциональную поддержку, а это закрепляет желаемое поведение ребенка с РАС.
- Частота сессий. Регулярные сессии ABA-терапии важны для поддержания полученных знаний и умений. Если заниматься с ребенком несистемно и урывками, это значительно замедлит прогресс.
- Оценка и корректировка подходов. Программа должна быть гибкой, чтобы специалист мог вносить в нее изменения в зависимости от отклика ребенка на терапию. Постоянная оценка успехов и трудностей позволяет более точно настраивать маршрут терапии.
Какие результаты дает ABA-терапия?
ABA-терапия может серьезно влиять на поведенческие, коммуникативные и когнитивные способности детей с аутизмом. Так, у ребенка:
- развивается речь — ребенок учится говорить и слушать, обращаться с просьбами к другим людям, отвечать на вопросы;
- усваиваются жизненно необходимые бытовые навыки (одеваться, ходить в туалет, мыть руки, убираться), которые облегчат ребенку дальнейшую жизнь;
- развиваются навыки чтения, счета и письма, визуальное восприятие, крупная и мелкая моторика;
- снижается или уходит совсем нежелательное поведение — ребенок учится адекватно реагировать на незнакомых людей, справляться с агрессией;
- формируются социальные и коммуникативные навыки — понимание мимики и жестов собеседника, умение удерживать зрительный контакт, задавать вопросы и отвечать на них, выполнять просьбы и самому просить о помощи, играть с другими детьми.
Где обучиться основам поведенческой терапии?
Один из способов получить актуальные знания от экспертов — пройти курс «Организация коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (АВА-терапия)» от АНО ДПО «ВГАППССС». Все, что важно знать об этой методике коррекции нежелательного поведения детей с РАС, собрано в одной программе.
Вас ждет более 40 вебинаров и 30 практических заданий с проверкой преподавателей. Обучение проходит в онлайн-формате, а чтобы записаться на него, тоже не надо никуда ездить — достаточно перейти по ссылке: