Педагог-психолог — это специалист, который выполняет задачи, облегчающие образовательный процесс для всех его участников. Например, помогает ученикам пройти адаптацию или определиться с будущей профессией, урегулировать конфликты.
Учебный процесс — это всегда непросто. Причем для всех участников: детей, родителей, учителей. Поэтому профессия педагога-психолога хоть и появилась недавно, уже успела стать востребованной.
Содержание статьи:
Кто такой педагог-психолог и чем он занимается
Педагог-психолог — это специалист с образованием по педагогической психологии. У него может быть среднее или высшее профильное образование либо диплом о переподготовке.
Педагог-психолог может работать с учащимися, их родителями и преподавателями в разных образовательных учреждениях: школах, детских садах, средних специальных учебных заведениях, развивающих центрах.
Главная цель работы педагога-психолога — создать и поддерживать здоровый психологический климат в учебном заведении.
Для реализации этой цели выполняются следующие трудовые функции педагога-психолога:
- Помощь в социализации и адаптации учащихся.
- Оценка психоэмоционального состояния детей, выявление нарушений развития личности.
- Индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития.
- Профилактическая и коррекционная работа с детьми, находящимися в группе риска. Это могут быть дети с агрессивным поведением, излишне замкнутые, не общающиеся со сверстниками, эмоционально неустойчивые.
- Проведение тестирования при переводе детей из детского сада в школу или из школы в другое учебное учреждение.
- Психологическая поддержка сотрудников учебного заведения и родителей учащихся.
- Ведение необходимой документации, предоставление отчетов контролирующим инстанций.
Есть миф, что психолог помогает только «трудным детям», но это не так. Поддержка одаренных школьников, помощь в раскрытии их потенциала — такая же важная цель деятельности педагога-психолога, как и работа с проблемными учащимися.
Задачи педагога-психолога в школе
В зависимости от учреждения обязанности специалиста могут отличаться. Рассмотрим для примера задачи деятельности педагога-психолога, работающего в общеобразовательной школе:
- Выявлять нарушения дисциплины со стороны учащихся, проводить коррекционную работу с нарушителями.
- Способствовать решению конфликтов, возникающих как между детьми, так и между взрослыми участниками образовательного процесса — родителями, учителями.
- Предотвращать и прекращать буллинг, помогать детям, пострадавшим от травли. Это важная задача, так как в главные цели и задачи педагога-психолога входит формирование психологически благоприятного климата в учебном заведении.
- Определять, какие дети растут в неблагополучных семьях. По возможности работать с такими семьями, оказывать психологическую поддержку ребенку.
- Следить за успеваемостью всех детей и принимать меры при резком ухудшении оценок. Эта функция педагога-психолога тесно связана с профилактикой и выявлением психологических проблем учеников. Снижение успеваемости — сигнал о неблагополучии: например, оно может быть симптомом депрессии.
- Проводить внеклассные мероприятия, которые помогут определить обстановку в коллективе — выявить лидеров класса, заметить скрытые конфликты и выраженную враждебность. Подобные мероприятия обычно проводятся в форме командных игр или тестирования.
Также в профессиональные задачи педагога-психолога входит помощь детям, переживающим сложные периоды из-за развода родителей, переезда и сопутствующих этому проблем с адаптацией.
Педагог-психолог — не врач. Он не должен и не может лечить учащихся с психическими или неврологическими нарушениями. Но в профессиональные функции педагога-психолога входит задача по выявлению детей, которые не справляются с программой в силу физиологических или психических особенностей. Если специалист считает, что трудности с учебой могут быть связаны с отставанием в развитии, а не с психологическими проблемами, то он должен сообщить о проблеме родителям и администрации учебного заведения. А также обсудить с другими педагогами необходимость провести специальную комиссию (ПМПК) и перевести ребенка в специализированное учреждение. Помимо выполнения прямых рабочих обязанностей, к функциям работы педагога-психолога можно отнести организаторскую и посредническую деятельность.
В работе важно проявлять выдержку, самообладание, умение договариваться. Педагогу-психологу часто приходится взаимодействовать с двумя, а то и с тремя конфликтующими сторонами (ученики, родители, преподаватели), поэтому важно уметь оставаться спокойным и сохранять нейтралитет.
Плюсы и минусы профессии педагога-психолога
Плюсы работы педагогом-психологом:
- Востребованность. Например, на сайте trudvsem размещено более 4 000 вакансий для педагогов-психологов. При этом многие организации готовы принять на работу специалистов без опыта.
- Значимость. То, чем занимается педагог-психолог, относится к полезным и нужным обществу занятиям, что позволяет специалисту ощущать свою важность и значимость.
- Полезность. Навыки и знания, полученные во время обучения и работы, педагог-психолог сможет применять и в личной жизни.
- Перспективность. Есть возможности для профессионального и личностного роста. Например, чтобы увеличить доход, педагог-психолог может проводить частные консультации с детьми и родителями. Или работать по совместительству, что также позволит зарабатывать больше.
Минусы профессии:
- Эмоциональная нагрузка может быть высокой.
- Педагог-психолог несет ответственность за своих подопечных.
- Начинающим специалистам предлагают небольшую зарплату.
В вузах на педагогов-психологов учат в среднем 5 лет. Но если у вас уже есть высшее специальное образование в какой-либо сфере — вы можете выучиться на педагога-психолога за год с небольшим по программе профпереподготовки.
Например, окончив программу в нашей академии, вы научитесь помогать детям и подросткам с социализацией. Овладеете всеми необходимыми знаниями и навыками для эффективного выполнения задач педагога-психолога. После обучения вы получите диплом установленного образца, и сможете устроиться педагогом-психологом в школу, детский сад или образовательную организацию.