Читайте также:
Сказкотерапевт — профессия для творческих людей. Обязанности, востребованность и карьерные перспективыДети воспринимают окружающий мир иначе, чем взрослые. Они по-другому выражают свои мысли, чувства и переживания. Незрелость психики ребёнка, его впечатлительность, требуют применения особых техник, которые призваны заинтересовать малыша и помочь ему раскрыться, пережить сложную ситуацию, сделать минимальными последствия травмы.
Любой сеанс с применением психотерапевтических технологий проводится в комфортной и естественной для ребёнка обстановке и начинается с установления доверительного контакта между маленьким клиентом и специалистом. Внимание детского психолога обычно направлено на то, что малыш думает, чувствует и как он действует. Наиболее распространёнными методами и подходами при работе с детьми являются игровая песочная терапия, арт-терапия, в работе с подростками хорошо зарекомендовал себя гештальт-подход.
Игровая терапия
Игра – ключевой способ общения ребёнка с окружающим миром. Содержание детской игры, распределение ролей, проигрываемые ситуации и конфликты дают специалисту важную информацию о состоянии психики маленького человека и возможных направлениях терапевтической и коррекционной работы.
Наиболее эффективно методы игровой терапии действуют при обучении детей нормам социального поведения и правилам выстраивания взаимоотношений с окружающими. Игра помогает лучше понять себя и чувства других людей. Например, ребёнку сложно наладить взаимоотношения со сверстниками. Психолог помогает ему обыграть аналогичную ситуацию, используя игрушечных героев, объясняя суть конфликта и подсказывая возможные пути его разрешения.
Игровая песочная терапия
Песочная терапия – метод в рамках аналитической психологии. Выделяют юнгианскую песочную психотерапию и арт-терапевтическую практику. В первом случае используется поднос с песком и большое количество миниатюрных предметов. Арт-терапевтическая практика подразумевает использование фокусирующих техник, интерактивных игр и упражнений.
Также популярными в психотерапевтической работе с детьми являются игры с песком. Они развивают мелкую моторику, благотворно влияют на эмоциональное самочувствие, снижают общий уровень тревожности детей. Формы и варианты занятий с использованием песка зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и конкретных целей работы с детьми. Пересыпание песка расслабляет и успокаивает, лепка развивает фантазию и воображение, поиск спрятанных «сокровищ» тренирует внимательность, упорство и исследовательские качества, а рисунки на песке позволяют дать выход накопившимся эмоциям и переживаниям.
Арт-терапия
Сюда относятся все виды терапии, связанные с искусством. Возникновение арт-терапии связано с заметным положительным влиянием творчества на психику любого человека. Когда дети лепят, рисуют, делают поделки или аппликации, они бессознательно переносят свои чувства и переживания на бумагу или пластилин. Выделяют следующие разновидности арт-терапии:
- Изотерапия – живопись, роспись, лепка. Ребёнок получает возможность выразить свои желания и проблемы через творчество и освободиться от внутреннего стресса;
- Танцевальная терапия помогает проявить чувства и переживания в движениях, даёт выход подавляемым эмоциям. Психотерапевту нужно предоставить детям возможность двигаться спонтанно, импровизировать, что позволит максимально эффективно избавиться от накопившихся проблем.
- Музыкотерапия. Под действием музыкальных вибраций меняется сознание человека, ребёнок становится более спокойным, открытым и позитивным.
Сказкотерапия
Чтение терапевтических сказок либо их совместное придумывание воспитывает ребёнка, обогащает его внутренний мир, прививает поведенческие нормы и моральные ценности, а также показывает различные пути выхода из сложных жизненных ситуаций. Психолог может использовать всё разнообразие художественных (авторских и народных) произведений, дидактических, психокоррекционных, терапевтических и медитативных сказок. Символические сказочные сюжеты способствуют развитию эмоционального интеллекта, помогают перевести подсознательное на язык сознания. Комплексная сказкотерапия имеет три формы:
- Диагностическая (проективная и архетипическая), помогающая определить индивидуальные особенности человека.
- Воздействующая на сознательном и бессознательном уровне (терапевтическая).
- Развивающая и психопрофилактическая.
Гештальт-подход
Гештальт-подход – направление в психотерапии, ключевой целью которого является полное осознание человеком своих мыслей, чувств, желаний и поступков, поэтому в работе с маленькими детьми он широко не применяется. Такой вид терапии может реализоваться в работе с подростками в виде разнообразных гештальт-игр, выполняемых в группах или индивидуально. Задачей гештальт-терапевта при работе с детьми становится поиск занятий, которые вызывают интерес и чувство комфорта. Это могут быть ролевые игры, творчество или просто обсуждений историй. Главное – максимально приблизиться к переживаниям подростка, помочь ему осознать их и показать новые варианты поведения в известных ситуациях. Распространённые приёмы гештальт-терапии:
1. Усиление. Необходимо сделать более значимым то или иное действие, например, говорить громче и выразительнее, двигаться резче или сделать рисунок более ярким. Приём позволяет сосредоточиться и более полно осознать свои чувства;
2. Внимание к полярностям. К примеру, использовать в игре два персонажа с противоположными качествами (добрый – злой, грустный – весёлый, щедрый – жадный). Это даёт возможность пережить новый опыт и способствует развитию личности;
3. Диалог частей. Игра выстраивается таким образом, что различные персонажи олицетворяют определённые черты характера подростка. Они взаимодействуют между собой, ведут диалог, что позволяет лучше осознать внутренние конфликты.
Психотерапевтические технологии в работе психолога(340ч)
За 3 месяца изучите терапевтические технологии:
- НЛП (нейролингвистическое программирование), гештальт-терапия,
- символдрама,
- песочная терапия,
- техники транзактного анализа.

Использование психотерапевтических технологий дает возможность детскому психологу продуктивно работать с детьми, обеспечивает безопасную среду взаимодействия. Детская психика с одной стороны очень хрупкая, с другой – она пластична и быстро восстанавливается. В отличие от взрослых, самый главный механизм психологической защиты у детей – воображение. Поэтому выбор методик, техник, методов и направлений работы у детского психолога велик. Освоить эффективные и проверенные технологии работы можно на курсе «Психотерапевтические технологии в работе психолога» Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!!!!