Дети воспринимают окружающий мир иначе, чем взрослые. Они по-другому выражают свои мысли, чувства и переживания. Незрелость психики ребёнка, его впечатлительность, требуют применения особых техник, которые призваны заинтересовать малыша и помочь ему раскрыться, пережить сложную ситуацию, сделать минимальными последствия травмы.
Любой сеанс с применением психотерапевтических технологий проводится в комфортной и естественной для ребёнка обстановке и начинается с установления доверительного контакта между маленьким клиентом и специалистом. Внимание детского психолога обычно направлено на то, что малыш думает, чувствует и как он действует. Наиболее распространёнными методами и подходами при работе с детьми являются игровая песочная терапия, арт-терапия, в работе с подростками хорошо зарекомендовал себя гештальт-подход.
Игровая терапия
Игра – ключевой способ общения ребёнка с окружающим миром. Содержание детской игры, распределение ролей, проигрываемые ситуации и конфликты дают специалисту важную информацию о состоянии психики маленького человека и возможных направлениях терапевтической и коррекционной работы.
Наиболее эффективно методы игровой терапии действуют при обучении детей нормам социального поведения и правилам выстраивания взаимоотношений с окружающими. Игра помогает лучше понять себя и чувства других людей. Например, ребёнку сложно наладить взаимоотношения со сверстниками. Психолог помогает ему обыграть аналогичную ситуацию, используя игрушечных героев, объясняя суть конфликта и подсказывая возможные пути его разрешения.
Игровая песочная терапия
Песочная терапия – метод в рамках аналитической психологии. Выделяют юнгианскую песочную психотерапию и арт-терапевтическую практику. В первом случае используется поднос с песком и большое количество миниатюрных предметов. Арт-терапевтическая практика подразумевает использование фокусирующих техник, интерактивных игр и упражнений.
Также популярными в психотерапевтической работе с детьми являются игры с песком. Они развивают мелкую моторику, благотворно влияют на эмоциональное самочувствие, снижают общий уровень тревожности детей. Формы и варианты занятий с использованием песка зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и конкретных целей работы с детьми. Пересыпание песка расслабляет и успокаивает, лепка развивает фантазию и воображение, поиск спрятанных «сокровищ» тренирует внимательность, упорство и исследовательские качества, а рисунки на песке позволяют дать выход накопившимся эмоциям и переживаниям.
Арт-терапия
Сюда относятся все виды терапии, связанные с искусством. Возникновение арт-терапии связано с заметным положительным влиянием творчества на психику любого человека. Когда дети лепят, рисуют, делают поделки или аппликации, они бессознательно переносят свои чувства и переживания на бумагу или пластилин. Выделяют следующие разновидности арт-терапии:
- Изотерапия – живопись, роспись, лепка. Ребёнок получает возможность выразить свои желания и проблемы через творчество и освободиться от внутреннего стресса;
- Танцевальная терапия помогает проявить чувства и переживания в движениях, даёт выход подавляемым эмоциям. Психотерапевту нужно предоставить детям возможность двигаться спонтанно, импровизировать, что позволит максимально эффективно избавиться от накопившихся проблем.
- Музыкотерапия. Под действием музыкальных вибраций меняется сознание человека, ребёнок становится более спокойным, открытым и позитивным.
Сказкотерапия
Чтение терапевтических сказок либо их совместное придумывание воспитывает ребёнка, обогащает его внутренний мир, прививает поведенческие нормы и моральные ценности, а также показывает различные пути выхода из сложных жизненных ситуаций. Психолог может использовать всё разнообразие художественных (авторских и народных) произведений, дидактических, психокоррекционных, терапевтических и медитативных сказок. Символические сказочные сюжеты способствуют развитию эмоционального интеллекта, помогают перевести подсознательное на язык сознания. Комплексная сказкотерапия имеет три формы:
- Диагностическая (проективная и архетипическая), помогающая определить индивидуальные особенности человека.
- Воздействующая на сознательном и бессознательном уровне (терапевтическая).
- Развивающая и психопрофилактическая.
Гештальт-подход
Гештальт-подход – направление в психотерапии, ключевой целью которого является полное осознание человеком своих мыслей, чувств, желаний и поступков, поэтому в работе с маленькими детьми он широко не применяется. Такой вид терапии может реализоваться в работе с подростками в виде разнообразных гештальт-игр, выполняемых в группах или индивидуально. Задачей гештальт-терапевта при работе с детьми становится поиск занятий, которые вызывают интерес и чувство комфорта. Это могут быть ролевые игры, творчество или просто обсуждений историй. Главное – максимально приблизиться к переживаниям подростка, помочь ему осознать их и показать новые варианты поведения в известных ситуациях. Распространённые приёмы гештальт-терапии:
1. Усиление. Необходимо сделать более значимым то или иное действие, например, говорить громче и выразительнее, двигаться резче или сделать рисунок более ярким. Приём позволяет сосредоточиться и более полно осознать свои чувства;
2. Внимание к полярностям. К примеру, использовать в игре два персонажа с противоположными качествами (добрый – злой, грустный – весёлый, щедрый – жадный). Это даёт возможность пережить новый опыт и способствует развитию личности;
3. Диалог частей. Игра выстраивается таким образом, что различные персонажи олицетворяют определённые черты характера подростка. Они взаимодействуют между собой, ведут диалог, что позволяет лучше осознать внутренние конфликты.
Использование психотерапевтических технологий дает возможность детскому психологу продуктивно работать с детьми, обеспечивает безопасную среду взаимодействия. Детская психика с одной стороны очень хрупкая, с другой – она пластична и быстро восстанавливается. В отличие от взрослых, самый главный механизм психологической защиты у детей – воображение. Поэтому выбор методик, техник, методов и направлений работы у детского психолога велик. Освоить эффективные и проверенные технологии работы можно на курсе «Психотерапевтические технологии в работе психолога» Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.