Анастасия решила открыть свою сеть частных детских садов, но столкнулась с нехваткой знаний по детской психологии. Получив на курсе ВГАППССС понимание, как работает психика ребенка, Анастасия основала успешный бизнес и теперь открывает садики в Москве, регионе и планирует — за границей. В интервью она рассказала, с какими сложностями сталкивается современный педагог, что нужно, чтобы создать авторскую программу для детей, и как новичку открыть успешное дело.
Анастасия Устинова – семейный психолог-практик, детский психолог, педагог-воспитатель
Соцсети: личная страница ВК, группа «Мой садик» ВК
Почему педагогика — особенная профессия
— Анастасия, что привело вас в педагогику?
— Я получила образование семейного психолога-практика и сначала даже не думала о том, что буду работать с детьми. Все изменилось перед самым окончанием вуза, когда я проходила практику. Случайно меня занесло в волонтерство, в детский приют. Там я и поняла, какая же крутая профессия — педагогика. Сейчас не знаю дела лучше и важнее.
Педагогика, как и психология, про жизнь, но с несколько другой точки зрения. Это второй этикет, который учит ребенка любить людей и правильно контактировать с ними.
Эта профессия обязывает человека стремиться к развитию, интересоваться разными аспектами жизни. Настоящий педагог, который понимает и любит свое дело, всегда продолжает учиться, а это классная прививка от старости и безразличия. Поэтому представители этой профессии чаще всего замечательные, человечные и молодые душой люди.
— Вы с таким теплом говорите о своей профессии! Это и стало причиной открытия сети частных детских садиков?
—Отчасти да. Но сначала я попробовала работать в государственном детском саду. Выбрала сад, в который ходила моя племянница — я хотела проводить с ней больше времени, а заодно изучить систему работы госсада изнутри. В итоге я поняла, что хочу многое изменить в классическом подходе к детскому развитию и открыть садик, в который бы спокойно отправила своего ребенка.
В дополнение к психологическому я получила образование педагога, но все еще не понимала принцип, на котором основаны образовательные стандарты. Например, почему для 5-летнего ребенка продолжительность занятия должна составлять именно 15-20 минут? Как это обусловлено психологически, как именно малыш усваивает информацию? У меня не было этой связующей нити между психологией и педагогикой, глубокого понимания педагогических процессов. Так я и решила получить образование во ВГАППССС, выбрав программу по детской психологии.
— Почему вы остановились именно на профпереподготовке, а не на новом образовании в вузе?
— Я не вижу смысла в том, чтобы получать кучу высших образований. Это не так удобно, как онлайн-программа в Академии, а еще отнимает много лишнего времени. Во ВГАППССС компактно организована структура обучения, она ориентирована на практику. А компетентные преподаватели, интересные вебинары с живым общением давали обратную связь не хуже, чем семинар в классическом институте.
Программа, которую закончила Анастасия:
К тому же я убеждена, что деловой мир постепенно идет к абсолютному онлайну. Я и сама управляю садиками в основном удаленно — технологии позволяют контролировать все процессы без лишних встреч и очных совещаний. Есть камеры видеонаблюдения, мессенджеры.
Знания, которые я получила на программе профессиональной переподготовки по детской психологии, отлично «склеили» воедино мои представления о психологии и педагогике. Это значительно помогло в написании авторских игровых занятий для детей, разработке собственного подхода к их развитию.
С какими задачами сталкивается современный педагог и как их решают в частном детском саду
— Интересно узнать, какой подход вы используете в ваших садиках? На чем фокусируете особенное внимание?
— В первую очередь «Мой Садик» — это маленькие группы, которые позволяют обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, и прозрачность системы. Большинство родителей узнают о достижениях ребенка и педагогическом процессе только через какие-то поделки и редкие фотографии. В «Мой садик» помимо поделок и регулярного фото и видеоотчета стоит система онлайн видеонаблюдения со звуком: родитель может в любой момент посмотреть, что делает его ребенок, как он себя ведет и чувствует, взаимодействует в коллективе, как проходят занятия.
Наш основной процесс взаимодействия с детьми ориентирован на развитие эмпатии, умение общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства. Главной целью мы ставим привитие детям любви к обучению, раскрытию талантов и веры в свои силы. Я считаю, что это ключевые моменты, которые закладывают основу успешного будущего человека. Мы прививаем малышам уважительное отношение не только к другим людям, но и к окружающей природе — например, учим сортировать мусор. А еще в наших садиках стоят террариумы с улитками и другими насекомыми, ведь любовь к живой природе начинается с любви к букашке и травинке.
— Это отличный подход! А есть ли у современных детей характерные для их поколения психологические сложности? Как вы помогаете их преодолевать?
— Да, я заметила, что глобальная проблема — чрезмерная привязанность к гаджетам. В этой связи мне вспоминается история наших с сестрой бабушек. Прошедшие войну и голод, они постоянно акцентируют внимание на еде. Они восполняют тот дефицит, который был в их детстве, и столкнувшись с пищевым изобилием, не могут почувствовать границы. Одна бабушка всегда предлагает нам много сладкого, ведь в ее детстве из десерта были лишь замоченные в кипятке сухофрукты, посыпанные сахаром, а другая бабушка всегда много ест и запасается впрок, до сих пор опасаясь голода. Точно так же ведут себя современные родители, в чьем детстве гаджеты были недоступны, а сейчас ворвались в их мир во всем своем многообразии.
Папы и мамы не могут оторваться от своих телефонов и — сознательно или нет — прививают это бесконтрольное потребление детям. В будущем у таких ребят могут быть не только проблемы со зрением или вниманием, но и с образным мышлением. Им сложнее учиться, писать сочинения и фантазировать, структурировать свои мысли.
Поэтому мы стараемся отвлечь детей от экранов и увлечь реальной жизнью. Развиваем образное мышление: например, учим счету не на картинках в рабочей тетради, а даем реальные карандаши и просим поставить нужное количество в стаканчики. К сожалению, в этом вопросе все же не обойтись без родителей — ведь, выйдя из садика, ребенок попадает в привычную среду и продолжает копировать поведение взрослых. Поэтому призываю сдерживаться самим и ограждать детей от бесконтрольного потребления виртуального контента.
— Согласна с вами — привязанность к гаджетам может быть опасной. Хотелось бы еще поговорить вами о родителях. Многие по-прежнему считают, что частные садики ничем не отличаются от государственных и просто «вытягивают» деньги из взрослых. Вы сталкивались с таким мнением?
— К счастью, в Москве, где стартовал мой бизнес, такое мнение встречается редко. Родители понимают разницу между государственным и частным садами, доверяют нам, основываясь на успешном опыте знакомых. Но в небольших городах ситуация иная.
Я готовлю к открытию садик в родном Ахтубинске. Это будет первый частный детский сад в городе. И, конечно, многие родители здесь настроены консервативно и осторожно. Ими овладевает тревога, мнение бабушек и дедушек, привычка к знакомым методам. Кто-то боится, что частный детский сад будет ему не по карману. Чтобы рассеять эти сомнения, я устраиваю встречи и подробно рассказываю, чем мой сад отличается от государственного, как в нем проводят игровые занятия, как обеспечивают безопасность детей. Вижу подвижки, но знаю, что настоящий эффект произведет только полное открытие проекта — сейчас он пока на стадии ремонта.
Как открыть свое дело и справиться с конкуренцией
— Анастасия, хочется узнать у вас больше об открытии собственного дела. Это проект, на который решается не каждый. Расскажите, с какими сложностями вы столкнулись?
— Любой человек, открывающий свое дело, должен многому научиться. Бизнес — живой организм, который должен развиваться. Готовьтесь к тому, что первое время вас ждет работа «нонстоп», поэтому развивайте самоорганизацию, выдержку и пунктуальность. Также нужно научиться делегировать отвлекающие дела, потому что поначалу вам может не хватать времени даже на то, чтобы приготовить еду.
Но главная проблема, с которой сталкиваются новички, — нехватка информации и непонимание, где ее искать. Здесь есть 2 пути: долгий, но дешевый, или быстрый, но дорогой. Я выбрала первый вариант и несколько лет каждый день вместо развлечений искала и изучала всю нужную информацию: от плана занятий до пожарной безопасности. Второй путь подразумевает покупку франшизы, но даже здесь придется многое изучать с нуля, ведь при сделке покупателю достается лишь товарный знак и какие-то нормативы по благоустройству.
— А сталкивались ли вы с конкуренцией, особенно в Москве, где так много частных садиков?
— На первых этапах мне было тревожно, я боялась, что не справлюсь с конкуренцией. Были и неприятные ситуации. Например, в первый месяц работы ко мне пришли конкуренты и предложили купить их сад на выгодных условиях в соседнем районе, сославшись на усталость от этого бизнеса. Я изучила о них всю информацию. Оказалось, что в этом садике много проблем, которые невозможно решить. Я отказалась от сделки, и через 2 месяца эти конкуренты открыли еще один сад в соседнем доме. Их цель заключалась в следующем: если бы я купила тот проблемный садик и перебросила на него свои силы, то не выдержала бы конкуренцию с этой компанией в своем районе и, возможно, понесла бы убытки и все бросила.
Но в целом конкуренции бояться не надо — это естественно, она стимулирует развиваться и придумывать новые решения для улучшения качества своих услуг.
Кроме того, если вы хорошо знаете свою целевую аудиторию, то всегда будете спокойно работать. Мой садик находится в среднем ценовом сегменте, у нас всего 10 мест в одной группе, и они почти всегда заполнены. Поэтому я не ощущаю сильной конкуренции.
— Здорово, что вы справились со всеми неприятностями и продолжаете только укреплять свой бизнес. Анастасия, поделитесь напоследок вашими планами на будущее?
— Конечно, я планирую развивать свой бизнес. Теперь не только в столице, но и в регионах и даже за рубежом — этой весной планируется открытие первой франчайзинговой точки «Мой садик» на Бали. Это будет мой первый опыт работы в этой сфере и подобных локациях, но я, безусловно, буду стараться, чтобы бизнес успешно развивался, радовал детей и их родителей.
Что касается педагогики — с развитием бизнеса я не отдалилась от нее, как может показаться на первый взгляд. Я продолжаю изучать разные направления: бэби-йогу, ментальную арифметику, триз, технологии по развитию речи детей и многое другое. Курсам повышения квалификации также отдаю предпочтение в ВГАППССС. Как я уже говорила, в педагогике никогда нет конечной точки развития — за это я и люблю свою профессию.
— Отличный итог! Анастасия, спасибо за интересное интервью. Желаем вам больших успехов!