Монтессори-педагогика — гуманистическая педагогика, основанная более 100 лет назад и доказавшая свою эффективность в работе с детьми разного возраста. Методика учит, как растить самостоятельную, гармонично развитую личность, и неудивительно, что по всему миру педагоги и родители воспитывают детей по системе Монтессори. Из этой статьи вы узнаете, как организовать образовательный процесс по Монтессори в дошкольном учреждении или в домашних условиях.
Содержание статьи:
- В чем заключается суть методики?
- Роль педагога в обучении по системе Монтессори
- Как обустроить развивающую среду по Монтессори?
- Плюсы и минусы раннего развития по системе Монтессори
- Как стать монтессори-педагогом
В чем заключается суть методики?
В основе методики лежит свобода выбора ребенка. В развивающей среде Монтессори есть определенные рамки дозволенного, но все же решение всегда остается за ребенком: он сам выбирает, чем заняться и какой сфере развития уделить больше внимания. Взрослый, участвующий в образовательном процессе, только помогает и поддерживает детей в их выборе.
Основополагающие принципы Монтессори-педагогики:
- Дети занимаются самостоятельно, без указаний и оценок от педагогов.
- Среди ребят нет конкуренции. Каждый ребенок двигается в комфортном для себя темпе, в соответствии со своими возможностями.
- Занятия проходят в подготовленной среде, разделенной на зоны. В каждой зоне ребенок осваивает определенные навыки.
- Хотя ограничений по выбору занятий нет, дети должны придерживаться правил методики: поддерживать порядок, не шуметь, не мешать другим.
- В группах Монтессори занимаются дети разного возраста. Это помогает дошкольникам учиться находить общий язык и со сверстниками, и с ребятами старше или младше.
Роль педагога в обучении по системе Монтессори
Может возникнуть вопрос, зачем вообще нужен педагог, если дети делают все сами? На самом деле монтессори-педагог выполняет много разных задач: показывает воспитанникам, как пользоваться обучающими материалами, помогает ребенку освоить новые навыки. Для монтессори-педагогов очень важно быть внимательными. Например, если педагог заметил, что ребенок заинтересовался кубиками с буквами, задача педагога — показать малышу, как заниматься с кубиками, и обратить внимание ребенка на другие языковые материалы.
В системе Монтессори учитель не навязывает свое мнение, даже в мягкой форме. Иногда педагог может вмешаться в обучающий процесс, но это происходит в редких случаях, и чтобы понимать, когда вмешательство будет уместным, нужно быть хорошо знакомым с методикой Монтессори.
Как обустроить развивающую среду по Монтессори?
Классическая среда Монтессори состоит из нескольких зон: практической, музыкальной, языковой, космической и других. Все игровые и учебные пособия есть только в одном экземпляре — это нужно для того, чтобы дети учились договариваться и, при необходимости, ждать и уступать друг другу. Каждый учебный материал находится в таком месте, откуда ребенок сможет его взять, не обращаясь за помощью.
В домашних условиях может быть сложнее обустроить развивающую среду по Монтессори, но родители могут использовать основные идеи методики: разрешать ребенку осваивать новые навыки (в том числе готовку, уход за животными и растениями), доверять ребенку настоящие, а не игрушечные материалы, не вмешиваться в деятельность сына или дочери без крайней необходимости.
Что касается развивающей среды Монтессори в детских садах и центрах раннего развития, в них действуют определенные правила:
- В одной группе занимаются 15-25 детей разного возраста. Как и в классических детских садах, с воспитанниками работают два педагога.
- Особое внимание в среде Монтессори уделяется поддержанию порядка. Дети учатся убирать за собой, ухаживать за растениями, самостоятельно одеваться и раздеваться.
- Каждый день воспитанники собираются в «круги», где общаются между собой, делятся информацией. «Круги» нужны для того, чтобы дети лучше социализировались.
- Вместо привычных для детских садов игрушек и дидактических пособий в группах Монтессори используются учебные материалы, одобренные Международной ассоциацией Монтессори. Каждый материал нужен для развития какого-либо навыка у ребенка.
- В группах одинаково важными считаются все сферы развития детей: физическая, интеллектуальная, эмоциональная, социальная.
- Как и в других дошкольных учреждениях, сон и прогулки проходят по расписанию.
- Дети развиваются в соответствии с сензитивными периодами. Согласно методике Монтессори, дошкольники проходят через 6 сензитивных периодов, каждый из которых подходит для лучшего освоения той или иной деятельности. Например, согласно методике, в сензитивный период до 3 лет дети особенно охотно учатся наводить порядок, до 4,5 лет — хороший период для развития мелкой моторики.
Плюсы и минусы раннего развития по системе Монтессори
Занятия по педагогике Монтессори дает детям много преимуществ:
- они учатся легко и с удовольствием;
- на занятиях дети проявляют активность, инициативность;
- нет конкуренции между воспитанниками, что позволяет полностью сосредоточиться на познавательной деятельности;
- благодаря пребыванию в разновозрастной группе дети хорошо социализируются;
- ребята, обучающиеся по системе Монтессори, отлично справляются с бытовыми обязанностями;
- дошкольники понимают, что такое ответственность: занимаясь по методу Монтессори, они привыкают делать выбор полностью самостоятельно и нести ответственность за этот выбор;
- ребенок растет, относясь с уважением к потребностям и желаниям других людей;
- система подходит для нормотипичных детей и для детей с особенностями развития;
- ребята из монтессори-групп показывают более высокий уровень знаний по сравнению с детьми, обучающимися по классическим образовательным системам.
Минусы методики:
- после занятий по системе Монтессори ребенку может понадобиться больше времени для адаптации к школе, чем детям, посещавшим классический детский сад;
- достаточно высокая стоимость пребывания ребенка в группе;
- может не подойти детям, которым требуется больше дисциплины.
Как стать монтессори-педагогом
Пройдите программу повышения квалификации за 6 недель, узнайте, как организовать образовательный процесс по системе Монтессори и получите удостоверение о повышении квалификации. Программа будет полезна для действующих педагогов и родителей дошкольников. Если после окончания программы вы планируете работать монтессори-педагогом в дошкольных учреждениях, у вас должно быть базовое высшее или среднее специальное педагогическое образование. Если вы собираетесь заниматься по Монтессори только со своими детьми — ваше образование может быть любым.
О преимуществах учебы по программе повышения квалификации во ВГАПС:
- на 100% дистанционный формат обучения;
- удобная обучающая платформа, на которой можно заниматься с любого устройства, даже с телефона;
- оплатить программу можно с помощью беспроцентной рассрочки;
- окончив программу, вы сможете работать монтессори-педагогом в группах раннего развития в дошкольных образовательных учреждениях;
- вы получите хорошо оплачиваемую специальность: монтессори-педагоги с опытом от года получают около 50-60 тысяч рублей в месяц при неполной занятости (посменной работе);
- преподаватели-эксперты Академии проверяют практические задания учащихся, проводят онлайн-вебинары, отвечают на вопросы;
- вы получите все навыки и знания для работы монтессори-педагогом: узнаете о сензитивных периодах, научитесь обустраивать зоны развития, узнаете о роли педагога в системе Монтессори;
- в программу входят практические задания для реального освоения навыков монтессори-педагога;
- доступ к материалам программы после ее успешного завершения сохраняется навсегда;
- учащиеся Академии получают доступ к архивам из 9000+ вебинаров и ко всем ресурсам университетской библиотеки.
➥ Подайте заявку на программу «Монтессори-педагогика в современном дошкольном образовании» и станьте монтессори-педагогом за 1,5 месяца.