Логопед занимается исправлением речи у детей не только с сохранным развитием, но и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа ведется в тесном сотрудничестве с психологами, реабилитологами, медицинскими работниками, законными представителями ребенка.
Занятия проходят на базе специализированных учебных заведений или в частном порядке.
С какими категориями детей с ОВЗ взаимодействует логопед, как строится его работа и где получить необходимые для практической деятельности навыки? Об этом наша статья.
Содержание статьи:
- Какие нарушения речи бывают у детей с ОВЗ
- Общие правила логопедической работы с детьми с ОВЗ
- Особенности логопедической работы с различными категориями детей с ОВЗ
- Где учиться, чтобы работать логопедом для детей с ОВЗ
Какие нарушения речи бывают у детей с ОВЗ
Дети с особенностями имеют различные отклонения в физическом или психическом развитии, которые мешают полноценно жить. У них наблюдаются нарушения всех аспектов психической деятельности, в том числе и речи.
Чаще всего у таких детей выявляют следующие отклонения:
- Алалия. Речь полностью отсутствует или недоразвита на фоне поражений головного мозга.
- Афазия — потеря речевых навыков из-за травм, инфекций или опухолей мозга.
- Дизартрия — расстройство, при котором речь становится непонятной и нечленораздельной. Возникает из-за поражений нервной системы.
- Ринолалия — отклонение, при котором неправильное произношение звуков происходит из-за врожденных или приобретенных дефектов носоглотки и мягкого неба.
Общие правила логопедической работы с детьми с ОВЗ
Для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи (ТНР), необходимы:
- частая смена видов деятельности;
- подача важной информации в начале занятия;
- короткие и четкие инструкции со смысловыми паузами;
- максимум наглядных пособий;
- уточняющие вопросы;
- много упражнений на развитие мелкой моторики;
- контроль в течение всего занятия за звукопроизносительной и грамматической сторонами речи ребенка;
- при повышенной двигательной активности — дополнительные задания для смены позы и снятия напряжения.
Особенности логопедической работы с различными категориями детей с ОВЗ
Дети с аутизмом.
Такие пациенты трудно идут на контакт. Им свойственно однообразие поведенческих факторов. Характерные нарушения речи — задержка речевого развития, алалия, эхолалия, штамповая речь.
Занятия с детьми с РАС должны стимулировать мозговую активность, формировать положительные эмоции, развивать сенсорное восприятие. Подойдут игры с краской, водой, звуками. Можно использовать пищевые продукты для пробуждения органов вкуса.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Эти ребята отстают от здоровых сверстников по следующим параметрам:
- память;
- внимание;
- мышление;
- проявление эмоций.
Они не откликаются на просьбы учителя или воспитателя, быстро устают, легко отвлекаются на внешние раздражители, сложно усваивают новый материал.
Среди таких детей много пациентов с дизартрией — нарушением произносительной части речи. Ребенок неправильно произносит звуки и говорит с грамматическими ошибками, имеет скудный словарный запас.
Занятия прежде всего должны быть направлены на развитие памяти. Это, например, заучивание коротких стихов под музыку и с показом картинок.
Для развития лексики и грамматики можно использовать сочинение историй, пересказывание прочитанного, инсценировку сказок. Для понимания речи — игры с карточками.
Глухие и слабослышащие дети.
Для ребят с проблемами слуха характерны такие отклонения, как алалия, дизартрия, ринолалия. Без специального обучения речь таких детей может совсем не развиваться.
Занятия должны быть ориентированы на коррекцию звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие фразовой речи.
При коррекции упор делается на сенсорное и зрительное восприятие воспитанника, его способность к подражанию. Ребенок осваивает звукопроизношение механически, когда смотрит в лицо говорящего, следит за движениями его губ и воспроизводит звуки, полагаясь на вибрацию своего речевого аппарата.
Дети с ДЦП.
Основные синдромы речевых расстройств у пациентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата — это дизартрия, алалия, ринолалия. Из-за проблем с артикуляцией страдает фонетическая сторона речи, нарушено звукопроизношение.
Для коррекции нарушений используют артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательную гимнастику.
Следует учитывать, что дети с ДЦП быстро утомляются. Чтобы снять усталость, рекомендуется чередовать основные упражнения с расслабляющим массажем лица.
Где учиться, чтобы работать логопедом для детей с ОВЗ
Получить знания в сфере логопедии с детьми с ОВЗ можно в нашей Академии на курсах повышения квалификации или по программе профессиональной переподготовки.
Всего за два-три месяца Слушатели осваивают:
- правила проведения логопедического обследования пациентов с ТНР;
- методы коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- приемы проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий при различных формах речевых патологий.
После обучения можно работать:
- в специализированных детских садах и школах;
- в медучреждениях и детских санаториях;
- в частном порядке, в том числе и онлайн.
Слушатели учатся без поездок, по своему графику. По окончании выдается удостоверение или диплом Академии с гослицензией.