8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Логопед для детей с ОВЗ особенности работы с разными категориями пациентов

Логопед для детей с ОВЗ особенности работы с разными категориями пациентов

Логопед занимается исправлением речи у детей не только с сохранным развитием, но и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Работа ведется в тесном сотрудничестве с психологами, реабилитологами, медицинскими работниками, законными представителями ребенка.

Занятия проходят на базе специализированных учебных заведений или в частном порядке.

С какими категориями детей с ОВЗ взаимодействует логопед, как строится его работа и где получить необходимые для практической деятельности навыки? Об этом наша статья.  

Содержание статьи:

Логопед для детей с ОВЗ особенности работы с разными категориями пациентов

Какие нарушения речи бывают у детей с ОВЗ

Дети с особенностями имеют различные отклонения в физическом или психическом развитии, которые мешают полноценно жить. У них наблюдаются нарушения всех аспектов психической деятельности, в том числе и речи. 

Чаще всего у таких детей выявляют следующие отклонения:

  • Алалия. Речь полностью отсутствует или недоразвита на фоне поражений головного мозга. 
  • Афазия — потеря речевых навыков из-за травм, инфекций или опухолей мозга.
  • Дизартрия — расстройство, при котором речь становится непонятной и нечленораздельной. Возникает из-за поражений нервной системы.
  • Ринолалия — отклонение, при котором неправильное произношение звуков происходит из-за врожденных или приобретенных дефектов носоглотки и мягкого неба.  

Общие правила логопедической работы с детьми с ОВЗ

Для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи (ТНР), необходимы:

  • частая смена видов деятельности;
  • подача важной информации в начале занятия;
  • короткие и четкие инструкции со смысловыми паузами;
  • максимум наглядных пособий;
  • уточняющие вопросы;
  • много упражнений на развитие мелкой моторики;
  • контроль в течение всего занятия за звукопроизносительной и грамматической сторонами речи ребенка;
  • при повышенной двигательной активности — дополнительные задания для смены позы и снятия напряжения.

Специальное (дефектологическое) образование по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации». Речевая терапия детей, подростков, взрослых
1280 часов / 8.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
79 710 руб
59 050 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Особенности логопедической работы с различными категориями детей с ОВЗ 

Дети с аутизмом.

Такие пациенты трудно идут на контакт. Им свойственно однообразие поведенческих факторов. Характерные нарушения речи — задержка речевого развития, алалия, эхолалия, штамповая речь.

Занятия с детьми с РАС должны стимулировать мозговую активность, формировать положительные эмоции, развивать сенсорное восприятие. Подойдут игры с краской, водой, звуками. Можно использовать пищевые продукты для пробуждения органов вкуса.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Эти ребята отстают от здоровых сверстников по следующим параметрам:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • проявление эмоций.

Они не откликаются на просьбы учителя или воспитателя, быстро устают, легко отвлекаются на внешние раздражители, сложно усваивают новый материал. 

Среди таких детей много пациентов с дизартрией — нарушением произносительной части речи. Ребенок неправильно произносит звуки и говорит с грамматическими ошибками, имеет скудный словарный запас.

Занятия прежде всего должны быть направлены на развитие памяти. Это, например, заучивание коротких стихов под музыку и с показом картинок.

Для развития лексики и грамматики можно использовать сочинение историй, пересказывание прочитанного, инсценировку сказок. Для понимания речи — игры с карточками.

Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения, коррекция нарушений развития и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья
1080 часов / 9.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
59 410 руб
44 000 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Глухие и слабослышащие дети.

Для ребят с проблемами слуха характерны такие отклонения, как алалия, дизартрия, ринолалия. Без специального обучения речь таких детей может совсем не развиваться.

Занятия должны быть ориентированы на коррекцию звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие фразовой речи.

При коррекции упор делается на сенсорное и зрительное восприятие воспитанника, его способность к подражанию. Ребенок осваивает звукопроизношение механически, когда смотрит в лицо говорящего, следит за движениями его губ и воспроизводит звуки, полагаясь на вибрацию своего речевого аппарата.

Дети с ДЦП. 

Основные синдромы речевых расстройств у пациентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата — это дизартрия, алалия, ринолалия. Из-за проблем с артикуляцией страдает фонетическая сторона речи, нарушено звукопроизношение.   

Для коррекции нарушений используют артикуляционные упражнения, логопедический массаж, дыхательную гимнастику.

Следует учитывать, что дети с ДЦП быстро утомляются. Чтобы снять усталость, рекомендуется чередовать основные упражнения с расслабляющим массажем лица. 

Где учиться, чтобы работать логопедом для детей с ОВЗ

Получить знания в сфере логопедии с детьми с ОВЗ можно в нашей Академии на курсах повышения квалификации или по программе профессиональной переподготовки.

Всего за два-три месяца Слушатели осваивают:

  • правила проведения логопедического обследования пациентов с ТНР;
  • методы коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
  • приемы проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий при различных формах речевых патологий. 

После обучения можно работать:

  • в специализированных детских садах и школах;
  • в медучреждениях и детских санаториях;
  • в частном порядке, в том числе и онлайн.

Слушатели учатся без поездок, по своему графику. По окончании выдается удостоверение или диплом Академии с гослицензией.

Ждем вас в нашей Академии!

Специфика организации и проведения логопедической работы при тяжелых нарушениях речи (алалии, ринолалии, дизартрии) у детей в условиях реализации ФГОС ОВЗ
210 часов / 2 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
9 200 руб
3 120 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Тяжелые нарушения речи (ТНР). Содержание и технологии логопедической работы при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии в соответствии с ФГОС ОВЗ
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 100 руб
8 254 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 680+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.