Инклюзивное образование и индивидуальный подход к каждому ребенку актуальны в современном обществе, поэтому специалисты в области нейродефектологии все более востребованы. В статье расскажем, чем занимается нейродефектолог и как им стать без отрыва от работы.
Содержание статьи:
- Какие компетенции должны быть у нейродефектолога
- Особенности применения нейроподхода в коррекции речевых нарушений
- Как получить востребованную профессию нейродефектолога
Нейродефектология — это наука, которая основывается на понимании работы мозга и объединяет множество различных областей знаний и методик для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ее ключевая особенность и отличие от «обычной» дефектологии — индивидуальный подход, основанный на глубоком понимании мозговой организации и психических процессов, которые могут быть затронуты у детей с ОВЗ.
Коррекция восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и других важнейших функций помогает детям с ограниченными возможностями эффективнее учиться, общаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Какие компетенции должны быть у нейродефектолога
В нейродефектологии объединились знания и практические навыки из нейропсихологии, педагогики, медицины, дефектологии и психологии. Как специалист, работающий с детьми с ОВЗ, нейродефектолог обладает широким спектром компетенций:
- понимает основные структуры и функции мозга, психические процессы, а также нейрофизиологические механизмы поведения;
- проводит диагностику, оценивает состояние психических функций и развитие детей с ОВЗ;
- разрабатывает индивидуальные программы коррекции и реабилитации, учитывая особенности каждого ребенка;
- работает в команде с другими специалистами, такими как медики, психологи, педагоги, логопеды, для достижения комплексных результатов в помощи детям с ОВЗ;
- применяет разнообразные методики и подходы для проведения коррекционных и развивающих занятий, адаптированные к индивидуальным потребностям и возможностям ребенка с ОВЗ;
- разбирается в различных типах ограниченных возможностей здоровья, их клинических особенностях и влиянии на развитие ребенка;
- предоставляет рекомендации и консультирует родителей детей с ОВЗ;
- соблюдает этические принципы при работе с детьми с ОВЗ и их семьями, уважает конфиденциальность и личные права;
- совершенствует свои знания и навыки, следит за новейшими исследованиями и разработками в области нейропсихологии и нейродефектологии.
Нейродефектолог эффективнее работает с детьми с ОВЗ, улучшая их качество жизни, развивая потенциал и обеспечивая успешную интеграцию в общество.
Особенности применения нейроподхода в коррекции речевых нарушений
Классический подход в логопедии часто фокусируется на самом проявлении нарушений речи без глубокого анализа механизмов и причин этих нарушений. Он обычно ограничивается формированием новых речевых навыков и их внедрением в повседневную коммуникацию.
В отличие от этого, нейродефектология не только формирует новые речевые навыки, но и активно воздействует на функциональные системы мозга, которые связаны с речевой деятельностью. Что способствует более устойчивым и долгосрочным результатам, а также способности ребенка к адаптации и компенсации в случае нарушений.
Например, обычно в занятия с ребенком с дизартрией логопед включает упражнения, направленные на правильное произношение звуков, слов и фраз. Ребенок учится артикулировать те звуки, которые вызывают трудности, используя игры с зеркалом для контроля движения артикуляционных органов и повторяя слова и фразы с правильной артикуляцией.
Нейродефектолог же дополнительно применяет специфические методики для активизации моторных центров головного мозга и улучшения координации артикуляционных органов. Используется система комплексных методик и упражнений, способствующих развитию межполушарных взаимодействий, звукового анализа и синтеза, речевого дыхания, моторики, координации, памяти, внимания, а также сенсорной стимуляции. Например, ребенок может выполнять упражнения на балансировочной доске, которые способствуют активизации мозжечковой деятельности, или дыхательные упражнения А.Н. Стрельниковой.
Как получить востребованную профессию нейродефектолога
Один из путей — получить высшее образование в области психологии, педагогики, медицины или связанных специальностей. А затем выбрать магистерскую программу или дополнительные курсы, специализирующиеся на нейродефектологии. Это может занять более пяти лет, поэтому подойдет только тем, у кого есть время и ресурсы.
Для тех, кто уже имеет любое высшее или среднее профессиональное образование, есть другой вариант — курсы профессиональной переподготовки. Хотите получить социально значимую профессию и помогать детям с ограниченными возможностями? Тогда вам подойдет программа «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Учитель-дефектолог» с дополнительной специализацией в области детской нейропсихологии». Она длится всего 8 месяцев, но своей насыщенностью и информативностью ничуть не уступает классическим вузовским программам. А после успешного окончания обучения вы получите сразу две квалификации: «Учитель-дефектолог» и «Нейропсихолог».
Дистанционное обучение и гибкое расписание позволят вам учиться в свободное время. Мы дадим все необходимые знания и навыки, которые сразу можно применить на практике. Дополнительно откроем доступ к библиотеке вебинаров на весь период обучения и еще 90 дней после — сейчас там более 9000 записей на разнообразные темы.
По окончании вы получите диплом о профессиональной переподготовке и сможете работать учителем-дефектологом, нейродефектологом, олигофренопедагогом, тифлопедагогом, сурдопедагогом. Все учебные материалы останутся у вас в вечном доступе.