00дней
00часов
00минут
00секунд
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Влияние семьи на воспитание и становление гендерной идентификации

Влияние семьи на воспитание и становление гендерной идентификации

Как расставить приоритеты молодым родителям, немного глубже взглянуть на вопросы полового воспитания подрастающего поколения, выработать определенную и четкую позицию, опираясь на опыт и рекомендации специалистов во взаимоотношениях полов, – рассказывает эксперт Академии АНО ДПО «ВГАППССС», Монтессори-педагог, специалист по раннему развитию, педагог-воспитатель детей дошкольного возраста Татьяна Федоровна Мотина.

Влияние семьи на воспитание и становление гендерной идентификации

Происходящие перемены в обществе по всему миру, касающиеся вопросов гендерного становления, полоролевого воспитания, права выбора своей идентичности, отчаянно стараются разрушить исторически сложившиеся нормы и модели социальных ролей женщин и мужчин. Современные тенденции пытаются стереть грани не только в правовом, юридическом, но даже в социально-нравственном статусе полов. Это не может не вызывать тревожность, так как при этом меняются фундаментальные устои современного общества, ломаются принципы традиционной системы половых ролей, просматривается серьезный кризис семейственности, половых взаимоотношений, брака, гендерных образцов.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными, грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а это значит, что в процессе трудовой деятельности дети уже сейчас не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Такая ситуация внушает беспокойство о будущем и перспективах подрастающего поколения.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с трех лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались модели поведения, характерные для мужчин и женщин.

В сегодняшних реалиях даже взрослым людям порой сложно разобраться в быстро меняющемся мире, что же говорить о детях – с еще не сформированными жизненными позициями, с неокрепшей психикой и неустоявшимся поведением. Ребенку необходима твердая опора, которая помогает проходить через внутренние и внешние изменения. И такая опора традиционно находится в семье. Поэтому во главу угла в нашем рассмотрении мы поставим роль семьи, ее поведенческие установки, ее влияние на половую идентификацию ребенка.

Что такое гендер и когда происходит гендерное становление

 

Давайте обратимся к теоретическим основам и понятиям нашей сегодняшней темы. Что же такое «гендер», «гендерное воспитание», «гендерное становление» и какова роль семьи во влиянии на каждое из этих понятий.

➥ Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а оно необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна.

Под понятием «полоролевого воспитания» следует понимать комплекс определённых действий, направленных на усвоение ребенком социальных ролей мужчины и женщины. Усвоение данных ролей напрямую зависит от того, насколько эффективно проводятся такие мероприятия как в дошкольном учреждении, так и дома, в рамках семьи.

Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социально-общественных институтах. Наибольшее влияние при этом остается у института семьи. Казалось бы, гендерное воспитание в семье закладывается с момента рождения ребенка. Ведь как только родители узнают пол своего будущего ребенка, они начинают готовиться и морально, и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки, соответствующие полу будущего ребенка. Однако гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: например, детские прогулочные коляски у мальчиков чаще всего тёмные, а у девочек – светлые, розовые. Такие детали обычно лишь отражают привычки родителей и дают сигнал случайным прохожим о том, какого пола ребенок в этой семье.

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности, в частности, на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль, как и наличие у ребенка полной семьи, т. е. полноценное присутствие в его жизни папы и мамы.

Становится неоспоримым тот факт, что при воспитании ребенка-дошкольника существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности. Решение этих проблем становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики.

И если общество уже привыкло к прическам и элементам одежды «унисекс» (свойственным как мужскому, так и женскому типу), к практическому исчезновению понятий «мужская и женская профессия», и даже порой спокойно принимает манеры поведения, не соответствующие тому или иному гендеру, то существуют еще в российском обществе непоколебимые традиционные понятия, которые, как мне кажется, не могут кардинально изменить семейные ценности в воспитании гендерных ориентиров ребенка. При этом данная традиционная позиция не навязывается молодому поколению, а воспитывается естественным образом,  как через реакцию общества, так и внутрисемейным примером и опытом поколений. Но для этого необходимо приложить немалые совместные усилия всех слоев и групп общества – возрастных, религиозных, профессиональных.

Как и когда происходит гендерное становление

В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками, например, с одеждой, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими и поведенческими характеристиками.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) отличается уже большей четкостью в определении полового образа. Именно в 4-5 лет дети имеют представление о собственной гендерной принадлежности и аргументируют ее по ряду признаков: «Я мальчик, я ношу брюки!», «Это девчачья шапка, и я ее не надену – я же мальчик», «Это очень короткая стрижка, девочки так не носят».

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Причем это совпадает с бурным усилением половой дифференцировки поведения и установки: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость. Ребенку становится понятно, какую гендерную нагрузку несет в себе человеческая личность. Ребенок ясно осознает, что гендер не изменится, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами. Так что в этот возрастной период формируется, можно сказать, прочный фундамент в понимании гендерной картины мира. Только представьте, насколько важны для каждого маленького человека эти три года.

Ведя разговор о полоролевом воспитании, мы прежде всего опираемся на тот факт, что задатки данного воспитания закладываются еще в семье. Семья – вот главный источник социализации человека, где ему прививают определённые нормы и правила поведения в обществе. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от многих факторов: от национальных традиций, от характера родительских установок, от окружения, от внутреннего мироощущения. Под влиянием родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться всю дальнейшую жизнь.

«Вот бы у меня родился сын…», или Как родители «загоняют детей в угол»

Одним родителям все равно, кто родится: мальчик или девочка, – а другим непременно сына подавай, или дочку. И когда ребенок рождается другого пола – не того, которого они страстно желали, – после первых минут разочарования и досады они начинают сына воспитывать как дочь, или наоборот. В такой ситуации малыш знает, кто он: мальчик или девочка, – но получает искаженное представление, каким должен быть мужчина или какой должна быть женщина. Гендерное воспитание призывает: «Ошибки не должно быть! Мальчиков надо воспитывать как будущих мужчин, девочек – как будущих женщин». Негуманно идти против природы и формировать в дочери мужские качества, а в сыне женские. Ребенок будет чувствовать себя несчастным, ощущая на себе родительское неприятие. Не надо спорить с природой, ребенок не виноват, что родился не того пола, которого хотелось маме или папе.

Не лучшим образом отражается на детях и боязнь родителей «выйти» за гендерные рамки. Когда родители, говоря простыми словами, «загоняют детей в угол», навязывая определенную строгую модель поведения. Девочке нельзя с мальчишками гонять футбол, коротко стричь волосы и играть в машинки. Сыну нельзя носить одежду розового цвета, отращивать волосы, плакать и смотреть в сторону кукол. Ученые считают, что родители не просто ошибаются – они не правы, думая, что от этого сын или дочь захотят сменить пол. Сексуальная ориентация закладывается на генетическом уровне. В таких случаях виноваты хромосомы – и тут уже ничего не поделаешь! А вот жесткая система запретов как раз может вызвать бунт в сознании, и ребенок начинает делать все наперекор. Поэтому в его “неправильном” гендерном поведении в таких случаях может быть дань моде, желание прославиться, выделиться.

В дошкольном периоде ребёнок познаёт сложный мир взаимоотношений в социуме, и результаты полученного опыта в этот период во многом зависят от родителей. Актуальность гендерного воспитания для адекватных родителей не вызывает никаких сомнений, важно подходить к этому процессу очень аккуратно и учитывать ряд нюансов.

На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения. Воспитание детей дома должно способствовать формированию у них четких представлений о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.

Для того, чтобы помочь ребёнку освоить способы полоролевого поведения, воспитать эмоционально-ценностное отношение к своей гендерной идентификации, детям необходимо видеть и понимать разнообразие взаимодействия с людьми разного пола.

Для развития у мальчиков основ мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Чтобы девочки росли женственными, необходимо особое внимание уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Родители как образец половой роли

Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего, сами должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности и женственности.

По моему мнению, сложившемуся за годы работы, воспитанию мальчиков и девочек с учетом половой дифференциации сегодня не уделяется должного внимания ни в дошкольном учреждении, ни в семье. Поэтому оно недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы и почти не учитывает реалий современной жизни. Порой подходы и методы воспитания игнорируют или упрощают нынешнюю сложную социальную действительность, не реализуют направления развития вариативности полоролевого поведения, не формируют у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Иначе говоря, для успешного протекания процесса половой идентификации необходимо создать определенные условия, учитывающие специфику развития ребенка в дошкольном возрасте.

  • Во-первых, необходимо отказаться от установки, что мальчики «все должны», при этом нужно суметь не уничтожить у них уважение и такт к противоположному полу.
  • Во-вторых, педагоги должны вести постоянную работу с семьёй. Нужны профессиональные советы родителям: по воспитанию сыновей – «Психологическое развитие мальчиков», по воспитанию дочери – «Как воспитывать девочку». Возможно, разработать рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию, консультации для родителей.
  • В-третьих, формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу – одна из главных задач родителей.

Беседы, личный пример, качественная литература, подкованность в специфических вопросах, чтобы не попасть впросак, безусловная любовь – вот главные инструменты родителей. Чем естественней будут вести себя родители, услышав «неудобный» вопрос, чем спокойней и уверенней они будут в объяснениях, тем проще и без негативных последствий пройдет период становления для ребёнка.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 690+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.