Когда в семью приходит такое счастье, как появление нового человека, и мы становимся родителями, то нам хочется вырастить самостоятельную, самодостаточную, успешную, здоровую и физически, и психологически, свободную личность. Но в погоне за модными тенденциями, реализациями собственных амбиций, порой и просто от незнания «как делать?», мы совершаем множество ошибок, которые бывает сложно исправить.
С первых минут появления малыша в семье мы начинаем, как нам кажется, его воспитывать. Что же такое воспитание и какое оно бывает? Как влияет на нашего малыша? К каким последствиям могут привести ошибки в выборе методики? Как действовать, если ничего не получается?
Итак, воспитание – это процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни. По доминирующему принципу и стилю отношения к ребенку оно может быть авторитарным, демократическим и свободным. В сегодняшней статье мы поговорим о свободном воспитании как о средстве и возможности вырастить ребенка самостоятельным, самодостаточным, самоцельным.
Что такое свободное воспитание?
Свободное воспитание — это развитие, воспитание и обучение, основанное на свободе выбора самого ребенка, без принуждения. Теоретическая основа такого подхода заключается в том, что в каждом малыше изначально заложены способности, которые могут развиться самостоятельно, нужно лишь создать для этого благоприятные условия.
Свободное воспитание является таким направлением в педагогике, которое рассматривает воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.
Рассмотрим основополагающие принципы свободного воспитания. Если мы хотим вырастить ребенка самостоятельным и свободным, то необходимо помнить о следующем:
Уважение личности ребенка. Рассматриваем маленького человека как равноправного члена общества, со своими достоинствами и недостатками, со своим характером и личным мнением. Используем индивидуальный подход. Ребенка нужно принимать таким, каков он есть, и к каждому находить персональный, индивидуальный подход. Здесь хорошую службу сослужит применение метода вовлеченности. Педагог или родитель отказывается от систематического преподавания, порой навязанного. Обучение и воспитание строится исходя из возможных интересов ребенка.
Равноправие. Мы забываем об авторитарном стиле обучения. Отказываемся от любого вида насилия. Никаких «надо» и «должен». Взрослый — это не наставник, которого нужно беспрекословно слушаться, а в первую очередь друг и помощник. Главная задача состоит в выстраивании взрослым дружеских взаимоотношений с ребенком, основанных на полном доверии.
Свобода выбора. Это умение считаться с мнением малыша. Дети самостоятельно принимают решения касательно сна, режима дня и досуга. Порой это бывает оправдано, так как основывается на теории личных биологических часов. Посещение занятий возможно по желанию, но в любом случае ребенка необходимо поставить перед выбором деятельности, которая ему понравится. И это не выбор между отдыхом и занятием, а выбор между тем или иным развивающим уроком посредством вовлеченности ребенка в процесс.
Создание условий для активной деятельности ребенка. Дети активно участвуют в своем развитии и обучении, на собственном опыте познают мир. Качественное гармоничное развитие невозможно без двигательной активности. Мы стараемся воспитывать не только физически развитых детей, но и приобщаем их к полезным привычкам и здоровому образу жизни.
Сохранить по возможности тесную связь с природой. Развитие в гармонии с естественной средой дает колоссальные положительные результаты как в развитии, так и в поведении. Изучение законов природы, познание себя как части природы необходимы детям как воздух. Знания приобретают через труд, игры, эксперименты. С самого раннего возраста детям прививают любовь и бережное отношение к природе.
Развитие способностей. Взрослым необходимо распознать сильные стороны ребенка и предоставить ему возможность развивать врожденные задатки самостоятельно. Создать условия, чтобы ребенок в любой момент мог проявить фантазию и творчество. Разумно будет организовать свободный доступ к необходимым для этого материалам.
На сегодняшний день достоверно известно, что дети, которых родители в раннем возрасте держали в манеже, старались оградить от любой незначительной опасности, развиваются хуже, чем дети, активно исследовавшие мир вокруг себя. И современные родители идут в ногу со временем. Крайне затруднительно встретить данное приспособление и такие строгие ограничения для развития детей в современных семьях.
Главное, к чему должен стремиться любой взрослый, – это много наблюдать за ребенком, помогать ему делать самостоятельный выбор, систематизировать его желания и навыки, давая малышу возможность развиваться органичным, неповторимым, индивидуальным, оригинальным для него путем.
Например, за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. И можете не сомневаться, он его найдет. Важно, чтобы поощрялась самостоятельность ребенка, ему нужно показать, что он не только вправе, но и в силах сам решать свои проблемы и удовлетворять желания. Ему был предоставлен честный выбор, и ребёнок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то недостающее, научить себя чему-то новому.
Что такое самостоятельность и как ее предоставить ребенку?
Самостоятельность ― это такое свойство личности, которое выражается в нашей способности ставить перед собой цели, собственными силами достигать их и нести за это личную ответственность. А еще в инициативности, уверенности в своих силах, адекватной самооценке и отсутствии необходимости внешнего контроля. И чем раньше мы это сможем донести до ребенка, тем самостоятельней и осознанней он станет. Вот почему, говоря о свободе, мы делаем акцент на самостоятельной личности.
Самостоятельности невозможно научить, её можно только предоставить. Будет ли ребенок самостоятельным, зависит от того, готовы ли родители поддержать его на этом пути, отпустить от себя, принять взросление, собственную точку зрения, решения и ошибки. На деле это часто сложнее, чем кажется: пока ребенок мал, мама и папа занимают главную роль в его жизни и, естественно, хотят защитить от любых опасностей и неудач. Однако на пути к самостоятельности главная задача ― не уберечь ребенка от проблем, а научить его с ними справляться, не оградить, а дать возможность прожить, прочувствовать и найти выход из трудной ситуации или сделать выбор.
Если не предоставлять ребенку свободу, соответствующую его возрасту и навыкам, в будущем он не сможет брать ответственность за свои решения, будет вынужден опираться на мнение окружающих, что негативно скажется на его профессиональной, социальной и личной жизни.
Главный вопрос, с которым сталкиваются все родители, – с какого возраста ребенку возможно предоставить возможность активно познавать мир, полноценно жить и действовать, существовать в нем? Спор вокруг этого вопроса давно затих. Все согласились, что малыш развивается быстрее и лучше, если может действовать самостоятельно с самого нежного возраста.
Какие же качества выделяют свободного ребёнка?
Свободного ребенка распознать не сложно – осознанная творческая личность, умеющая придумать и воплотить любую игру. Это ребенок, не стесняющийся эмоций и не боящийся нового шага, доверяющий взрослым и умеющий взвешивать «за» и «против», тонко чувствующий фальшь. Он любопытен, умеет радоваться мелочам и наслаждаться тем, что имеет, готов испытывать настоящие чувства и не стесняться своих переживаний. Вам может даже показаться, что перед вами взрослый, уверенный в себе человек с богатым личным опытом и внутренним миром. И поверьте, поучиться у такого ребенка есть чему.
Но как бы ни была сегодня популярна и модна теория свободного воспитания, нельзя сбрасывать со счетов, что в первую очередь это серьезная работа для взрослых, которые рядом: и родителей, и воспитателей. Принятие, поддержка, уважение, знание и понимание психологических аспектов развития и взросления – вот необходимая опора для любого неравнодушного взрослого. Свободное воспитание не означает идти на поводу или создавать запреты. Это создание условий для правильного воспитания. Когда ребенок сам, согласно своим внутренним порывам, готов учитывать правила поведения дома и в общественных местах. Готов считаться с окружением, сопереживать, нести ответственность за поступки, готов обсуждать и делать выводы.
Ищите золотую середину в любом воспитательном вопросе, не забывая при этом про личные особенности каждого – пусть пока еще маленького – человека. Всегда помните и о личном образце поведения. Когда маленькие дети приходят в этот мир, они еще ничего не знают о нем. Как относиться к людям вокруг, как вести себя в определенных ситуациях, какие эмоции и слова выводить на первый план? Ребенок, безусловно, в первую очередь копирует близких. Он будет получать свой личный опыт, наблюдая за отношениями между вами и миром, между собой и окружающими.
Принципы гуманизма и человеколюбия являются основой теории свободного воспитания. Чтобы проще было понять, кто такой свободный ребенок, как его воспитывать, какие следует обозначить приоритеты, на что в первую очередь опираться, попробуем оценить вопрос, что называется, «от противного», на контрасте с признаками не-свободного воспитания. Предлагаю вам рассмотреть следующие критерии, самостоятельно оценить и расставить необходимые приоритеты.
➥ Итак, к свободному воспитанию не относится:
- вседозволенность для ребенка любого возраста;
- потакание или равнодушие к агрессивным проявлениям дома, в общественных местах;
- физический или эмоциональный ущерб себе или другим;
- принятие взрослым позиции всего лишь наблюдателя, который доверился природе ребенка, полностью забыв при этом о воспитании;
- потакание капризам, приказам, специальное ограждение от трудностей и неприятностей, желание выполнить все за ребенка;
- создание вокруг условий эйфории, в которых возможны только чувства радости и счастья, а также создание иллюзии позитивной, счастливой жизни;
- вознесение ребенка на пьедестал, когда все в семье крутится только вокруг его желаний;
- замалчивание недостатков; похвала просто так, а не за конкретные поступки.
Исходя из вышесказанного, становится очевидно, что многие родители в процессе воспитания принимают неправильные подходы за принципы свободного воспитания. Вы скажете, что любовь родителей безгранична и порой ошибки оправданы, что каждый родитель лучше знает, что его ребенку нужно, и вправе выбирать любую сторону в воспитании. Но это ошибочное чувство – принимать за любовь вседозволенность. Вы сами себя лишаете ласки, нежности, внимания, заботы, теплого и уважительного к себе отношения со стороны ребенка. Безусловное принятие превращается в строжайшее условие, порой просто невыполнимое даже для взрослых.
Каждый взрослый должен помнить, что любить ребенка означает не просто радоваться его присутствию и позволять делать все, что он хочет. Это серьезная ежедневная работа, это сбор разнообразных, порой противоречивых мнений специалистов, это анализ информационный и инновационный, это обсуждение, это выбор тактики и постоянная рефлексия и работа над ошибками.