Согласно данным международной статистики, нарушения речи присутствуют у 17,5% дошкольников по всему миру, и эта цифра продолжает расти.
Если не скорректировать проблемы с речью до поступления в школу, дети могут столкнуться с еще большими трудностями. Например, из-за неправильного произношения звуков будут допускать ошибки в письменной речи.
Справиться с такими сложностями помогают учителя-логопеды. Рассмотрим специфику их деятельности в дошкольных учреждениях.
Содержание статьи:
- Особенности работы учителя-логопеда в детском саду
- Направления коррекционной работы
- Какие еще обязанности выполняет учитель-логопед
- Что нужно знать и уметь специалисту
- Как стать учителем-логопедом
Особенности работы учителя-логопеда в детском саду
Эффективность занятий с логопедом во многом зависит от возраста ребенка. Исправить речевые нарушения у пятилетнего дошкольника гораздо проще и быстрее, чем у первоклассника.
Дело в том, что в начальной школе у детей резко возрастает количество обязанностей. Нужно научиться читать, правильно писать, ясно излагать свои мысли, выстраивать общение со сверстниками и учителями. Поэтому дошкольный период — наиболее благоприятный для занятий со специалистами.
Некоторые считают, что учителя-логопеды помогают только научиться выговаривать звуки, но это не так. Современные специалисты работают с речью в целом — словарным запасом, слуховым восприятием, интонационной окраской. Кроме того, педагоги развивают у дошкольников внимание, мышление, зрительное восприятие, память, так как эти психические процессы тоже влияют на речь.
Направления коррекционной работы
Деятельность специалиста включает такие направления:
- Развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата, подготовка руки к письму.
- Совершенствование зрительного и слухового восприятия, памяти и внимания.
- Становление наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.
- Формирование представлений о свойствах предметов, времени, ориентации в пространстве.
- Развитие способности классифицировать и группировать предметы по общему признаку, а также умения работать по инструкции — устной или письменной.
Успешность коррекционной работы во многом зависит от включенности родителей. Важно, чтобы учитель-логопед мог поддерживать с ними тесный контакт, рассказывать о результатах детей и дальнейших планах.
Специалист рекомендует родителям, как можно улучшить речь ребенка и создать развивающую среду в семье. Например, вполне возможно, что дошкольник коверкает слова, потому что с ним так разговаривает бабушка, или не может освоить устную речь из-за недостатка общения с родными.
Какие еще обязанности выполняет учитель-логопед
Помимо коррекционной работы, специалисту нужно отводить время на решение других вопросов. Вот чем еще занимается педагог:
- Проводит диагностику. Обследование воспитанников в начале учебного года позволяет педагогу оценить уровень речевого развития детей. Итоговая диагностика проводится в конце года — это помогает оценить результаты занятий.
- Ведет отчетность. Основные документы — рабочая программа, журнал обследований подопечных, протоколы ПМПк, таблицы диагностики, расписание занятий.
- Составляет планы занятий. Работу по коррекции речевых нарушений нужно вести поэтапно, поэтому учитель-логопед создает опорные конспекты к каждому занятию.
- Участвует в мероприятиях. Учитель-логопед, как и любой другой педагогический работник, должен постоянно самосовершенствоваться. В этом помогает участие в семинарах, профильных конкурсах, конференциях.
- Повышает квалификацию. Работа в образовании предполагает саморазвитие и подтверждение профессионализма. Учитель-логопед регулярно повышает квалификацию, обучается на специальных программах, перенимает опыт коллег.
Что нужно знать и уметь специалисту
Подробные требования к знаниям и умениям учителя-логопеда можно изучить в профстандарте «Педагога-дефектолога».
Специалист должен знать:
- основы логопедии, педагогики и психологии;
- нормативные акты и законы, касающиеся образования, в том числе те, которые регламентируют его деятельность;
- актуальные тенденции в логопедии;
- закономерности развития речи у детей разных возрастов и с различными особенностями;
- способы оценивания своей деятельности;
- типы и особенности речевых нарушений.
Учитель-логопеду нужно уметь:
- планировать содержание своей работы;
- применять образовательные, психолого-педагогические и цифровые технологии;
- подстраивать работу под индивидуальные особенности подопечных.
Как стать учителем-логопедом
Нужно пройти соответствующее обучение. К работе допускаются сотрудники с высшим профильным образованием. Также стать учителем-логопедом могут те, кто получил педагогическое или психологическое образование и прошел профпереподготовку.
В нашей Академии разработаны актуальные дистанционные программы профессиональной переподготовки.
Будущим учителям-логопедам подойдет курс «Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации». Его освоение займет 11 месяцев.
В программу входят 22 углубленные дисциплины и 60 заданий на отработку практических навыков. Также Слушателей ждет обратная связь от преподавателей-экспертов, тесты на закрепление тем, онлайн- и офлайн-вебинары, подборка полезных инструментов для работы.
Ваши знания и профессионализм подтвердит диплом о профпереподготовке и квалификация «Учитель-логопед».