1 июня – День защиты детей. Как дети чаще всего показывают свою потребность в защите и внимании? Что может и должен увидеть за эмоциями ребёнка родитель, педагог, психолог? Преподаватель ВГАППССС Наталия Васильевна Русакова рассказывает о том, что на самом деле значат детские страхи и капризы.
На консультацию к психологу часто приходят родители, которых волнует поведение детей. При этом они могут охарактеризовать поведение ребёнка или самого ребёнка как агрессивного, капризного, плаксивого, неуверенного. Часто родители не придают должного значения факту, что за описываемым ими поведением стоят эмоции. А бывает и так, что проявление эмоций может быть расценено как неуравновешенность, капризы. Если начать более подробно разбираться с жалобами на агрессивное поведение, то можно заметить, что к ним иногда причисляют не только физические действия (ребёнок бьёт кого-то) или вербальные проявления (дерзость, крик, грубость), но и протест ребёнка против запретов и ограничений. Иногда такой протест может быть выражен в виде сжатых кулаков или «рычания», «мычания». Такой ребёнок нуждается во внимании, доступным ему способом он выражает потребность в заботе.
Зачем нам эмоции?
Разнообразные эмоции не только раскрашивают жизнь яркими красками, но и делают для нас важную, часто незаметную и недооцененную работу.
- Эмоции помогают оценить значимость той или иной ситуации. Если происходит что-то важное, это не оставит нас равнодушными. Получив желаемое, человек испытывает радость, удовольствие, встретив препятствие на пути к выбранной цели, ощутит гнев, грусть или обиду.
- Эмоции часто являются движущей силой для реализации намерений. Интерес способен повысить работоспособность, заставить человека узнавать что-то новое, искать ответы на вопросы.
- Эмоции существенно помогают нам в общении. Интуитивно считывая настроение собеседника, мы выбираем для себя подходящую стратегию взаимодействия. Печального хочется утешить, злого обойти стороной, проявление интереса к собеседнику способствует взаимопониманию.
- Эмоции помогают адаптироваться к ситуации и регулируют наше поведение. Чувство стыда способно удержать от неблаговидного поступка. Чувство гнева поможет преодолеть препятствие на пути к важной цели, даст сил. А страх убережёт от опасности.
Как помочь ребёнку с эмоциональными нарушениями?
Рассматривая эмоции как важных «помощников» в удовлетворении потребностей, можно иначе взглянуть на поведение детей, понять их истинные мотивы и помочь им разобраться в своих желаниях, а также способах, которыми они пытаются их реализовать.
Отсюда вывод: негативные эмоции – это показатель дискомфорта в жизни ребёнка и маркер того, что ребёнок нуждается в помощи.
В Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы есть программы обучения, где можно освоить технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми разного возраста, имеющими эмоциональные нарушения. За 6 недель (108 часов) можно научиться проводить психологическую диагностику эмоциональной сферы и вести коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, младшими школьниками и подростками.
Защищать детей нужно, прежде всего, от непонимания и равнодушия. И тогда мир каждого ребёнка будет раскрашен только яркими позитивными эмоциями!
Русакова Наталия Васильевна,
практический и клинический психолог,
преподаватель кафедры практической
и клинической психологии,
социальной работы.