Логоритмика — это комплексный подход, который состоит из различных упражнений и технологий, направленных на развитие речи и укрепление артикуляционных органов у детей дошкольного возраста.
Зачем нужна логоритмика
Основные цели и задачи логоритмики состоят в следующем:
- Улучшить произношение ребенка
Логоритмика помогает укрепить артикуляционные органы (язык, мягкое нёбо, губы), что делает дикцию ребенка четче, помогает избавиться от картавости и шепелявости.
- Развить логическое мышление ребенка
С помощью логических игр, головоломок и заданий дети учатся анализировать услышанные звуки, распознавать их в словах и формировать правильные связи между звуками и буквами.
- Обогащение словарного запаса
Логопедические занятия по логоритмике помогают дошкольникам увеличить словарный запас.
- Повышение коммуникативных умений
Логоритмика помогает развивать коммуникативные способности. Через игры и задания дети учатся общаться, понимать других людей и выражать свои собственные мысли доступно и просто.
- Повышение самооценки и мотивации
Для занятий по логоритмике важна поддерживающая атмосфера, чтобы дети могли без страха и стеснения выполнять необходимые упражнения и улучшать свою речь. Поддержка со стороны педагогов и родителей, а также прогресс в речевом развитии поможет им стать более уверенными в себе.
Когда используют логоритмику?
Логопеды используют логоритмику в работе не только с детьми с задержками речевого развития — выполнение логоритмических упражнений полезно всем дошкольникам. Начать заниматься с ребенком, используя средства логоритмики, стоит на этапе формирования речи ребенка, то есть в возрасте 2,5-4 лет.
Особое значение логоритмика имеет при работе с детьми, у которых присутствуют речевые отклонения, например:
- Заикание (наследственная предрасположенность к нему);
- Врожденные аномалии развития речевого аппарата («заячья губа» или «волчья пасть»);
- Чересчур быстрая или чересчур медленная речь;
- Стеснительность и замкнутость, которые приводят к проблемам с общением;
- Нарушения моторики, координации движений;
- Дизартрия.
Какие бывают методы логоритмики?
Есть много разных логоритмических методов, цель которых состоит в том, чтобы улучшить речь дошкольников:
- Артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика направлены на укрепление артикуляционных органов (языка, губ, мягкого нёба) и улучшение произношения у ребенка.
- Фонематические упражнения нацелены на развитие умения распознавать и различать звуки, что также помогает детям улучшить дикцию и артикуляцию.
- Логические игры и задания способствуют развитию логического мышления ребенка и его умению анализировать услышанное.
- Моделирование и имитация – метод, который заключается в следующем: Логопед демонстрирует корректное произношении звуков и слов, а ребенок повторяет за ним.
- Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, слух и речевую память.
- Упражнения по развитию словарного запаса помогают детям использовать уже известные слова, а также узнавать и запоминать новые.
- Упражнения на контекст направлены на правильное использование слов ребенком в зависимости от контекста и ситуации, в которой он находится.
- Упражнения на развитие мимики способствуют ясности речи и укреплению артикуляционных мышц.
Применение перечисленных методов логоритмики помогает дошкольникам научиться говорить четко и грамотно, а тем детям, у которых наблюдаются речевые отклонения, существенно улучшить их речь.
Где учиться на специалиста по логоритмике?
Если вас интересует профессия специалиста по логоритмике, вы хотите изучить основы логоритмики и научиться проводить коррекционную работу с детьми, то вы можете пройти онлайн-курсы ВГАППССС: