Для работы воспитателем недостаточно просто любить детей и находить с ними общий язык. Хотя это и важно, стать профессиональным педагогом и справляться с массой обязанностей без определенных качеств вряд ли получится. Рассказываем, каким должен быть воспитатель сегодня.
Содержание статьи:
Психологические особенности
Каждый человек индивидуален и рождается уже с определенным набором качеств. К ним относятся темперамент и черты экстраверсии-интроверсии. Важно понимать свои психологические особенности — они влияют на то, как человек будет ощущать себя в профессии.
Сангвиники смогут легко находить контакт с детьми, родителями, коллегами, но, возможно, им будет сложно выражать эмоции.
Флегматики станут невозмутимыми, спокойными воспитателями, но будут с трудом адаптироваться к изменениям.
Меланхолики обладают высоким уровнем эмпатии, но могут болезненно реагировать на непредвиденные ситуации и неудачи.
Холерики энергичные и работоспособные, но подвержены перепадам настроения.
Зачастую типы темпераментов смешаны и в различных ситуациях проявляются по-разному. Несмотря на то, что эта характеристика заложена природой, ее можно корректировать. Поэтому темперамент не должен препятствовать желанию стать воспитателем.
Имеют значение черты личности, связанные с экстраверсией и интроверсией. Экстравертам важно привлекать внимание. Они, как и дети, любопытны и открыты миру. Поэтому воспитатели с такими чертами будут комфортно ощущать себя в окружении дошкольников.
Интроверты не так нуждаются во внимании и любят проводить время в одиночестве. Однако это не приговор карьере педагога. Наоборот, работа может помочь преодолеть некоторые трудности и стать более открытыми.
Понимание своих особенностей позволит принять верное решение о будущей сфере деятельности и найти зоны роста.
Социальные качества
Такие черты нужны воспитателю для того, чтобы уметь налаживать контакты, поддерживать и развивать отношения, быстро адаптироваться к новым людям, в особенности к детям и их родителям.
Эти черты закладываются генетикой, а еще под влиянием среды и собственного жизненного опыта. Рассмотрим основные социальные качества, которые понадобятся воспитателю ДОУ.
Коммуникабельность
Педагогу приходится много общаться в течение всего рабочего дня.
Во-первых, нужно проводить развивающие занятия с детьми, отвечать на сто вопросов в минуту и оставаться терпеливым и добрым наставником.
Во-вторых, давать обратную связь родителям. Например, рассказать, как прошел день их ребенка.
В-третьих, воспитатели выступают на собраниях педагогического коллектива.
Во всех случаях воспитатель должен уметь эффективно коммуницировать, а также иметь грамотную устную и письменную речь.
Эмпатия
Важная задача педагога — формировать у воспитанников эмоциональный интеллект. Это необходимое качество, которое помогает распознавать свои и чужие эмоции, находить правильные способы поддержки, проявлять интерес к чувствам других. Дети учатся этому через пример взрослого, поэтому воспитатель должен развивать собственную эмпатию.
Доброжелательность
Это качество помогает сформировать доверительные отношения воспитателя с дошкольниками и их родными. Также доброжелательность создает благоприятный климат в группе. Наблюдая за манерой общения педагога, дети обучаются вежливости, стремятся проявлять заботу и помогать.
Ответственность
Воспитатель отвечает за физическое, эмоциональное и моральное состояние детей, поэтому без этого качества педагогу никуда. Кроме того, специалист должен соблюдать правила дошкольного учреждения и контролировать их выполнение среди воспитанников.
Честность
Воспитателю стоит быть честным с детьми, родителями и администрацией. Это поможет добиться желаемых результатов. Например, поделиться с родителями переживаниями по поводу замкнутости ребенка или решиться на откровенный разговор с руководителем по вопросам условий работы.
Инициативность
Это качество воспитатель должен активно развивать в дошкольниках, в том числе на своем примере. Нужно показывать интерес к миру, стремиться получать новые знания, оставаться любознательным в любом возрасте.
Профессиональные качества
В отличие от врожденных индивидуальных характеристик, формирование профессиональных качеств полностью зависит от самого специалиста. К ним относятся:
- работоспособность,
- самостоятельность,
- добросовестность,
- дисциплинированность,
- потребность в самообразовании,
- педагогический такт и мастерство.
Как развиваться в профессии
Если вам не хватает профессиональных качеств или вы планируете их развить, присмотритесь к обучающим курсам. Они не только дадут нужные знания и умения, но также пополнят ваше портфолио документами об образовании.
Более 70 программ для воспитателей можно найти в Академии АНО ДПО «ВГАППССС». В ней обучение проходит дистанционно, в удобное для вас время и в любом месте. Курсы ведут педагоги-практики, многие из которых имеют ученые степени и звания.
Программы реализуются в трех формах обучения:
- Профессиональная переподготовка. Позволяет освоить новое направление, сменить профессию и начать зарабатывать больше. Например, в Академии можно пройти переподготовку на логопеда или старшего воспитателя.
- Повышение квалификации. Помогает расширить профессиональные знания, увеличить эффективность работы или взять на себя дополнительные обязанности.
- Профессиональное обучение. Подойдет тем, кто хочет работать в детском саду в качестве помощника воспитателя.
Выбирайте подходящую программу или оставляйте заявку на консультацию от специалистов по ссылке.