В России в последние годы принимается все больше мер по улучшению демографии и поддержке семей с детьми. И это не только рост социальных пособий, но открытие новых детских садов, повышение престижности профессии и уровня заработка работников дошкольного образования. Если вы любите детей и хотите получить специальность, с которой легко найти работу, вам стоит обратить внимание на курсы подготовки воспитателей.
Портрет современного воспитателя
Постоянная работа с детьми требует внимательности, терпения, аккуратности. Воспитателю нужно быть активным, жизнерадостным, доброжелательным, уметь сдерживать негативные эмоции. Работая в ДОУ, не обойтись без чувства ответственности, умения быстро принимать решения, организовывать детей и взрослых, разбираться в конфликтных ситуациях. Важна для воспитателя и коммуникабельность, ведь ему приходится каждый день взаимодействовать не только с детьми, но и с коллегами (психологом, медсестрой и т. д.), родителями.
У профессии воспитателя есть ряд ограничений. Работать с детьми нельзя при наличии судимости. Также в ДОУ не принимают тех, кто не прошел медкомиссию, стоит на учете у психиатра или нарколога.
Плюсы работы воспитателя
- Высокая востребованность профессии. Воспитатели требуются всегда и везде – как в мегаполисах, так и в маленьких населенных пунктах. Например, на февраль 2020 года на портале Яндекс.Работа размещено более 1300 вакансий только для Москвы.
- Возможность начать карьеру сразу после получения образования. Не обязательно иметь диплом вуза, большой стаж работы и т.п. Достаточно профильного СПО или курсов переподготовки на базе непрофильного образования и желания работать.
- Возможности карьерного роста и повышения уровня доходов. Воспитатель при желании может повысить квалификационную категорию, взять дополнительную нагрузку, например, вести кружки или отвечать за методическую работу ДОУ. У любого работника ДОУ есть шансы со временем вырасти до старшего воспитателя, заведующего. Можно перейти на работу в частный детский сад, где уровень зарплаты выше, а наполняемость групп меньше.
- Посменный график работы. Воспитатель обычно занят в группе либо в первой, либо во второй половине дня. Стандартный вариант – первая смена с 7 до 13 часов, вторая – с 13 до 19 часов. Такой график оставляет достаточно свободного времени для домашних дел, подработки, хобби.
- Социальные льготы и привилегии. Воспитателям предоставляется полный соцпакет, включая оплачиваемые отпуска и больничные. У них продленный отпуск – 56 дней в год вместо стандартных 28. Часто воспитателями идут работать мамы детей дошкольного возраста – им разрешают приводить своего ребенка в группу, поэтому он постоянно находится под присмотром.
Должностная инструкция воспитателя детского сада
Должностная инструкция разрабатывается в каждом ДОУ с учетом требований профстандарта педагога, ФГОС ДО и других документов, регламентирующих сферу дошкольного образования. Примерные виды деятельности воспитателя в течение рабочего дня выглядят так:
- Встреча и распределение детей по группам, передача воспитанников родителям по окончании дня.
- Составление графика занятий, отдыха, прогулок и других вариантов досуга детей с учетом их возрастных особенностей.
- Контроль поведения воспитанников.
- Обеспечение безопасности детей во время занятий, прогулок, игр, сна, приемов пищи и других видов деятельности.
- Организация питания детей с учетом возраста и рациона питания малышей.
- Организация и проведение мероприятий по укреплению здоровья детей: зарядки, спортивных игр и соревнований, закаливания, прогулок.
- Контроль состояния здоровья детей. Сопровождение воспитанников в медицинский кабинет или оказание им первой медицинской помощи (при необходимости).
- Оформление необходимых документов (журналов, планов работы и т. д.), составление отчетов.
Рабочий день воспитателя
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» указано, что воспитатель ДОУ должен работать 36 часов в неделю. Чаще всего к одной группе прикреплены два специалиста. Один ведет детей в первую смену, другой – во вторую.
Воспитатель всегда должен знать, чем будет заниматься с воспитанниками. Поэтому ему обязательно нужно уделять внимание планированию своей деятельности (на день, месяц, год). Вот как может выглядеть план воспитателя второй смены на один день.
День | Время | Тип деятельности | Цели и задачи |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 12-50 | Приход на работу. | |
13-00 | Планерка. | Решить вопросы по организации деятельности на текущую неделю. | |
13-45 | Пятиминутка с воспитателем первой смены. Прием детей. | Получить информацию о том, как прошла первая половина дня, о состоянии здоровья детей. | |
13-55 | Подготовка детей к дневному сну (переодевание). Дневной сон. | Закрепить у детей умения и навыки поведения в быту, привить им навыки чистоплотности и аккуратности, проконтролировать соблюдение санитарно-гигиенических норм. | |
16-00 | Полдник. | Сформировать у воспитанников навыки культурного поведения за столом, повысить их информированность о рационе питания, расширить словарь. При необходимости – скорректировать поведение. | |
16-20 | Проведение подвижных игр на открытом воздухе. | Повысить работоспособность детей, укрепить их здоровье, развить общую моторику. | |
17-00 | Организация и проведение занятий и творческих видов деятельности. | Развитие эстетических чувств и художественного вкуса, мелкой моторики и функциональности рук. Провести работу по формированию аккуратности и дисциплинированности, порядка в организации деятельности. | |
17-30 | Самостоятельные виды деятельности детей с элементами обучения. | Закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки воспитанников по подготовке рабочего места, по распределению времени. Воспитать дисциплинированность, прилежание. Развить самоконтроль. При необходимости повторить изученное ранее для коррекции мышления, памяти, речи. | |
18.00 | Ужин. | Закрепить навыки самообслуживания и правила поведения во время приема пищи, использования столовых приборов, посуды, салфеток. При необходимости – скорректировать поведение детей. | |
18-30 | Прогулка на открытом воздухе. | Снять физическую усталость, оздоровить детей, сформировать у них желание вести здоровый образ жизни. Провести работу над связной речью. | |
19-00 | Передача детей родителям. | Информирование родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка. |
Какая зарплата у воспитателей и от чего она зависит?
В Москве работодатели предлагают воспитателям среднюю зарплату от 35 000 до 65 000 рублей в месяц. В Санкт-Петербурге уровень заработка в среднем составляет от 20 000 до 40 000 рублей. В большинстве регионов России воспитатели получают 20 000 — 30 000 рублей в месяц. Уровень зарплаты зависит от того, в каком ДОУ (частном или государственном) и на какой должности трудится специалист, получает ли он какие-то надбавки (например, за работу в сельской местности), какие у него стаж и квалификационная категория.
Где можно пройти обучение?
АНО ДПО «ВГАППССС» проводит обучение специалистов дошкольного образования по программам профессиональной переподготовки. Для поступления на них нужно иметь диплом любого вуза, колледжа или техникума. У нас есть программы с присвоением как одной, так и двух квалификаций – например, квалификации воспитателя и учителя начальных классов.
Тем, кто хочет отучиться на воспитателя с нуля и не имеет никакой педагогической подготовки, подойдет программа:
Она охватывает все аспекты работы специалиста ДОУ. Сначала вы изучите общепрофессиональные дисциплины: общую педагогику, психологию развития ребенка, теорию и методику воспитания, основы специальной педагогики. А уже затем будете знакомиться с более узкими темами, например, психологией общения с детьми, порядком разработки и методикой организации досуговой деятельности воспитанников ДОУ.
Подытоживая все вышесказанное, можем сделать вывод, что для работы воспитателем нужно не только любить детей, но и быть аккуратным, терпеливым и ответственным человеком, уметь планировать свою деятельность, стремится к постоянному развитию в профессии. Если у вас есть все эти качества, не упускайте возможность получить востребованную профессию на дистанционных* курсах профпереподготовки.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.