В России дети с особыми возможностями здоровья и их нормотипичные сверстники впервые стали обучаться вместе в 1990-х гг.
За 30 лет в дошкольном инклюзивном образовании произошло множество изменений. К примеру, в приказе Минпросвещения от 2020 года можно найти информацию о том, как организовывать образовательную деятельность для дошкольников с ОВЗ.
По данным на 2020 год, в России работало более 8 тысяч инклюзивных детских садов. При этом количество дошкольников с ОВЗ превышает 500 тысяч человек.
Вероятно, инклюзивное образование в ДОУ будет только набирать популярность. Поэтому педагогам нужно быть готовым к совместному обучению воспитанников с особенностями здоровья и нормотипичных детей.
Рассказываем, что важно знать об инклюзивном образовании детей дошкольного возраста.
Содержание статьи:
- Особенности инклюзивного образования в ДОУ
- Чем полезна дошкольная инклюзия
- Что нужно для инклюзивного образования в ДОУ
- Какие качества и навыки понадобятся воспитателю
- Как стать педагогом инклюзивного образования в ДОУ
Особенности инклюзивного образования в ДОУ
Инклюзивное образование в детском саду способствует полноценному развитию всех воспитанников, дает возможность детям с ОВЗ активно участвовать в жизни группы.
Инклюзия строится на таких принципах:
- Персональный подход. Предполагает акцент на индивидуальных особенностях и потребностях каждого дошкольника. Воспитатели разрабатывают персонализированные образовательные маршруты с учетом умений, навыков и способностей ребенка.
- Разнообразие форм обучения. Педагоги используют различные методы и подходы, включая игры, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д. Это помогает детям с разными потребностями активно включаться в образовательный процесс.
- Сотрудничество специалистов. Помимо воспитателей, с особенными детьми должны заниматься психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.
- Создание комфортной среды. Может включать развитие безбарьерной среды, покупку специальной мебели, адаптацию пространства группы для детей с ОВЗ.
- Вовлечение семей. Педагог может проводить для родителей личные консультации, приглашать участвовать в мероприятиях, обсуждать вопросы обучения и воспитания.
- Внимание к каждому воспитаннику. Детям с ОВЗ часто нужно особое внимание, но это не значит, что их нормотипичные ровесники с сохранным развитием должны оставаться в стороне. Инклюзивное образование должно быть построено таким образом, чтобы педагог мог уделять внимание обучению и воспитанию всех дошкольников.
- Многообразие программ. Воспитатели разрабатывают и адаптируют образовательные программы под каждого ребенка или группы детей с особыми потребностями. Например, для обучения воспитанников с нарушениями зрения должны быть предусмотрены специальные печатные материалы или аудиофайлы.
Чем полезна дошкольная инклюзия
Такой формат обучения помогает детям с ОВЗ:
- подготовиться к школе;
- социализироваться и усвоить общественные нормы;
- раскрыть способности и таланты;
- укрепить здоровье;
- получить коммуникативные и познавательные навыки.
Польза от совместного обучения распространяется и на дошкольников без особенностей здоровья. Они с раннего возраста понимают, что люди могут отличаться от других, но при этом иметь равные возможности и права. Так формируется уважительное отношение к людям с особенностями развития и инвалидностью.
Что нужно для инклюзивного образования в ДОУ
Для создания инклюзивной образовательной среды, где каждый ребенок может развиваться в соответствии со своими возможностями, важно:
- Обучить педагогов. Воспитатели должны знать, как выстраивать общение с особыми подопечными и их родителями, владеть специальными методиками и инструментами, понимать формат инклюзии.
- Сделать среду безбарьерной. В зависимости от особенностей здоровья ребенка, может понадобиться расширение дверных проемов, приобретение специального оборудования, контрастная разметка в помещениях и т. д.
- Подготовить воспитанников. Стоит заранее сообщить детям, что скоро в группе появится новый ребенок, который немного от них отличается. Воспитатель должен учить дошкольников уважительно общаться со сверстниками и не обижать их.
- Следить за прогрессом. Регулярная оценка достижений детей поможет своевременно корректировать образовательные программы и выбирать более подходящие методы обучения.
Какие качества и навыки понадобятся воспитателю
Выстроить успешную работу с детьми поможет:
- умение понимать эмоции подопечных;
- способность принимать различия между детьми и быть открытым к переменам;
- коммуникабельность;
- знание методов и технологий инклюзивного образования;
- умение находить и применять нестандартные подходы к обучению и воспитанию дошкольников;
- желание профессионального и личностного роста;
- умение планировать и организовывать учебный процесс;
- оптимизм и уверенность в успехе каждого ребенка.
Как стать педагогом инклюзивного образования в ДОУ
Если вы только планируете стать педагогом дошкольного образования, выбирайте программу профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной подготовкой в области дошкольной дефектологии». За 9,5 месяцев будущие воспитатели научатся работать как с нормотипичными дошкольниками, так и с особенными детьми.
Если вы уже работаете в детском саду, достаточно пройти дополнительное профессиональное обучение на курсах повышения квалификации. У нас в Академии вы сможете изучить нейропсихологические технологии для работы с детьми с ОВЗ за 2 месяца.