Воспитание малышей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — ежедневный и кропотливый труд. Чтобы дошкольник мог освоить элементарные навыки самообслуживания, обрести самостоятельность и адаптироваться к обычной жизни, с ним работают медработники, реабилитологи, логопеды, психологи и другие специалисты. Но больше всего времени в дошкольном учреждении с ребенком проводит воспитатель для детей с ОВЗ.
Хотели бы освоить эту социально значимую профессию? Узнайте, с какими воспитанниками работает специалист, где происходит обучение и воспитание «особенного» дошкольника и в чем состоят функции воспитателя при работе с детьми с ОВЗ.
Содержание статьи:
- Дети с ОВЗ — кто это?
- Особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ
- Формы трудоустройства воспитателя для детей с ОВЗ
- Как получить профессию «Воспитатель для детей с ОВЗ»
Дети с ОВЗ — кто это?
«Особенные» малыши имеют врожденные или приобретенные нарушения в физическом или психическом развитии, что ограничивает их возможности в обучении и адаптации в обществе.
Основные категории отклонений у таких детей:
- Задержка психического развития (ЗПР) и нарушения интеллекта — синдром Дауна, олигофрения, последствия менингита.
- Проблемы со зрением — слабое или пограничное зрение, полная слепота.
- Нарушения слуха — полная глухота или тугоухость.
- Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения — синдром гиперактивности с дефицитом внимания, аутизм.
- Нарушение функций опорно-двигательного аппарата — ДЦП, последствия полиомиелита, врожденное отсутствие конечностей или их ампутация в результате травмы.
- Тяжелые речевые патологии — дизартрия, алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи.
У одного и того же ребенка могут быть выявлены два и более отклонений. Например, слепоглухие дети или малыши с ДЦП и речевыми проблемами.
Особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ
Воспитатель, который работает с детьми с ОВЗ, выполняет почти такие же функции, что и обычный дошкольный педагог — организует режим дня своих подопечных, обучает их навыкам самообслуживания, проводит развивающие занятия.
Однако у этой работы есть свои особенностями, связанные с состоянием здоровья воспитанников.
Обучение проходит по специальным адаптированным программам, разработанным для конкретной группы нарушений. Они включают в себя как традиционные обучающие приемы, так и специальные методики, направленные на развитие коммуникативных, социальных и эмоциональных навыков «особенного» малыша.
Воспитатель для детей с ОВЗ должен:
- обеспечивать индивидуальный подход к каждому подопечному с учетом его особенностей и потребностей;
- использовать особенные методы и технические средства, которые помогают детям с ОВЗ успешно усваивать материал и развиваться — рельефные наглядные пособия для слепых детей, жестовый язык для глухих воспитанников, визуальные подсказки для аутистов и другие;
- сотрудничать с родителями и узкими специалистами — логопедами, реабилитологами, психологами, дефектолоагми;
- отслеживать результаты учебно-воспитательной работы, корректировать программы и методы обучения при необходимости.
Формы трудоустройства воспитателя для детей с ОВЗ
Воспитатель для детей с ОВЗ востребован в следующих учебных заведениях, которые помогают дошкольникам с особенностями развития:
- Специализированные детские сады. Они предназначены для детей с определенными видами нарушений, например зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата.
- Коррекционные группы в детских садах. Они создаются для малышей с особыми образовательными потребностями — ЗПР, аутизм и другие.
- Социальные и медицинские организации.
В таких учреждениях должны быть созданы специальные условия для воспитания и развития детей с ОВЗ:
- материально-техническое оснащение — безопасное пространство и безбарьерная среда, необходимое оборудование и обучающие средства;
- наличие специалистов различного профиля — дефектологов, логопедов, медицинских работников, инструкторов по физкультуре;
- предоставление тьюторского сопровождения, если это предусмотрено заключением ПМПК.
Как получить профессию «Воспитатель для детей с ОВЗ»
По данным Минпросвещения, учреждения дошкольного образования посещают более 500 тыс. детей с ОВЗ. С каждым годом количество таких дошкольников только растет. В данной ситуации работа воспитателя для детей с ОВЗ становится все более востребованной.
Где получить эту популярную и необходимую профессию?
Можно окончить педагогический вуз или колледж по направлениям в сфере коррекционной педагогики. На освоение профессии у вас уйдет до пяти лет, в зависимости от формы обучения и базового образования.
Есть и более короткий путь, чтобы стать воспитателем для детей с ОВЗ, — пройти программу профессиональной переподготовки «Дошкольный педагог-дефектолог» в нашей Академии.
За пять с половиной месяцев вы научитесь:
- проводить коррекционно-развивающие занятия с детьми с различными отклонениями;
- взаимодействовать с законными представителями воспитанников;
- использовать в своей работе актуальные методики и приемы для обучения детей с ОВЗ;
- применять специальное оборудование и средства коррекции;
- создавать развивающую предметно-пространственную среду для воспитанников с особенностями.
Обучение проходит удаленно по удобному для вас расписанию.
По окончании Слушатели получают диплом Академии с государственной лицензией, данные о котором вносятся в федеральный реестр.
Осваивайте любимую профессию вместе с нами! Просто оставьте заявку по ссылке ниже: