Многих младших школьников, которым тяжело дается чтение и письмо, обвиняют в лени. Однако, возможно, ребенку объективно сложно дается учеба из-за дислексии и дисграфии.
Хотя точные причины этих состояний до конца не изучены, существует ряд факторов, которые могут способствовать их возникновению (генетика, неврологические особенности, травмы при родах, неблагоприятные условия в период раннего развития ребенка). В тексте объясняем, как выявить и вылечить дислексию и дисграфию.
Содержание статьи:
- Определение и признаки дислексии и дисграфии
- Какие формы дислексии и дисграфии существуют
- Технологии преодоления дисграфии и дислексии
- Где получить глубокие знания о нарушениях чтения и письма?
Определение и признаки дислексии и дисграфии
Дислексия и дисграфия — два разных расстройства, хотя их легко спутать, потому что у них общие симптомы и они часто возникают вместе. И то и другое — нарушения процесса обучения.
- Если у ребенка дислексия, он читает медленнее сверстников. Часто ребенок может искажать слова при чтении вслух, пропускать, заменять или переставлять буквы. Могут возникать сложности с пониманием и запоминанием информации, полученной из текстов.
Ребенку сложнее запоминать и воспроизводить последовательность букв, чисел, дней недели. Возникают проблемы с изучением новых языков, улавливанием рифмы и ритма в стихах и песнях.
- Дисграфия связана со сложностями при письме. Трудности могут варьироваться от проблем с написанием слов до проблем с организацией и выражением мыслей в письменной форме.
Ребенок имеет неразборчивый почерк, допускает орфографические и пунктуационные ошибки.
Школьник испытывает трудности с логическим построением предложений и связного текста на бумаге. Письмо в целом занимает больше времени, чем у сверстников.
Какие формы дислексии и дисграфии существуют
Дислексия и дисграфия могут проявляться в разных формах. Выделяют следующие виды дислексии и дисграфии:
- Оптическая (поверхностная) дислексия и дисграфия.
Ребенок визуально не распознает и не различает буквы, поэтому путает их, зеркально отображает слова или имеет проблемы с правильным порядком букв в словах. Например, слово «мама» может быть прочитано или написано как «амам» или «маам».
- Аграмматическая дислексия и дисграфия:
Подразумевает проблемы с использованием и пониманием грамматических правил при чтении и письме. Ребенок путается в правильных грамматических формах слова, например, при согласовании числа, рода, падежа.
- Фонематическая дисграфия и дислексия
Ребенок испытывает трудности с пониманием связи между звуками (фонемами) и буквами, что приводит к ошибкам при чтении и письме наподобие замены одной буквы на другую с похожим звучанием.
Технологии преодоления дисграфии и дислексии
Для коррекции нарушений используется комплекс различных методов. Специалисты (психолог, логопед-дефектолог, нейропсихолог) подбирают инструменты индивидуально для каждого ребенка с учетом его особенностей и только после тщательной диагностики.
К основным технологиям коррекции расстройств относятся:
1. Нейропсихологическая коррекция
- Развитие фонематического слуха: упражнения на различение звуков, определение их места в слове, выделение слогов.
- Упражнения на разложение слов на звуки и буквы, составление слов из букв, чтение слогов и слов.
- Развитие пространственных представлений: упражнения на ориентирование в пространстве, зрительно-моторную координацию.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук (штриховка, лепка, рисование).
2. Логопедическая коррекция
- Постановка правильного произношения звуков: если у ребенка есть нарушения произношения звуков, то сначала необходимо их исправить.
- Развитие лексики и грамматического строя речи: упражнения на расширение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.
- Развитие связной речи: пересказ текстов, составление рассказов, ответов на вопросы.
- Формирование навыков письма: прописи, диктанты.
3. Психокоррекционная и педагогическая работа
- Снижение уровня тревожности и повышение уверенности в себе: игровые упражнения, арт-терапия, тренинги.
- Развитие мотивации к учебе: постановка реальных целей, поощрение достижений, создание благоприятной атмосферы на уроках.
- Формирование позитивного отношения к ошибкам: объяснение того, что ошибки – это нормальная часть учебного процесса, помощь в их решении.
Где получить глубокие знания о нарушениях чтения и письма?
Хотели бы помогать детям с дисграфией и дислексией? Тогда приходите на программы профпереподготовки и повышения квалификации. Вы узнаете, как выстроить коррекционно-педагогическую работу с обучающимися, имеющими нарушения речи и коммуникации, а после сдачи итогового теста получите диплом или свидетельство московского института с государственной лицензией.