Заикание (логоневроз) — сложное нарушение речи, которое может сильно усложнить жизнь ребенка. Ребенку с заиканием в детском саду и школе часто приходится непросто: насмешки от сверстников усложняют и так непростой период адаптации к учебной среде. Но, несмотря на сложность проблемы, справиться с ней реально. При правильной методике работы с детьми с заиканием прогноз благоприятный: у 70% дошкольников симптомы заикания исчезают полностью, у оставшихся 30% наблюдается положительная динамика. В школьном возрасте преодоление заикания у детей становится более сложным процессом: только 20% школьников полностью избавляются от заикания. Поэтому так важно начать работу со специалистами по заиканию у детей как можно раньше.
Почему появляется заикание?
Причины заикания у детей могут быть врожденными и приобретенными. К врожденным причинам относятся:
- патологии беременности: токсикоз, перенесенные матерью инфекции, гипоксия и пр.;
- личные особенности детей с заиканием: высокая возбудимость, нервозность;
- наследственность — когда кто-то из родственников страдает такими же нарушениями речи.
Приобретенные причины:
- перенесенные ребенком тяжелые заболевания: менингит, энцефалит, осложнения после гриппа;
- травмы головы;
- психологическая травма: это может быть сильный испуг, длительный стресс, утрата близкого человека (например, потеря одного из родителей).
Изредка причинами заикания у детей дошкольного возраста становятся иные факторы: подражание кому-либо из близкого окружения, переучивание с ведущей левой руки на правую, не соответствующая возрасту, слишком сложная, учебная нагрузка.
Симптомы заикания у детей
Признаки заикания у детей могут быть индивидуальными для конкретного ребенка, но есть и общие симптомы, по которым легко определить наличие проблемы:
- речевые судороги, выраженные в многократном повторении одного и того же звука или слога (чаще всего первого звука или слога в слове);
- речи ребенка присуща монотонность, отсутствие эмоций;
- ребенок делает длительные паузы, прежде чем произнести сложный для него звук или слог;
- резкое, прерывистое, поверхностное дыхание при говорении;
- если исправление заикания у детей не происходит вовремя, могут появиться следующие симптомы: энурез, нервные тики, проблемы со сном.
Следствием перечисленных симптомов становится еще один важный признак, значительно ухудшающий качество жизни ребенка: его поведение становится избегающим, он старается вообще не попадать в ситуации, когда требуется общаться с другими людьми.
Виды заикания у детей
По постоянству проявления признаков есть две формы заикания у детей: органическое, характеризующееся постоянством симптомов, и функциональное заикание у детей, когда симптомы проявляются время от времени. Например, при функциональной форме у ребенка могут проявляться проблемы с речью при разговоре с другими людьми, но при чтении вслух никаких проблем не возникает.
Типы заикания у детей по причине возникновения проблемы:
- неврозоподобное — вызвано нарушениями работы головного мозга;
- невротическое — формируется вследствие перенесенной психологической травмы.
Также существуют разные степени заикания у детей, зависящие от особенностей течения болезни:
- Тоническое. Для этой степени характерны чрезмерное растягивание гласных, продолжительные паузы между слогами в определенных словах.
- Клоническое. При этой форме у ребенка не получается выговорить конкретный звук или слог, он многократно повторяет звук или слог, вызывающий затруднения в произношении.
- Комбинированное. Совмещает проявления тонической и клонической формы заикания.
Лечение
Лечение заикания должно быть комбинированным: у невролога, логопеда, психолога. Как только у ребенка обнаружились первые признаки заикания, его необходимо показать неврологу, чтобы специалист точно установил причину заболевания.
Дальше в работу вступает логопед: заикание у детей требует индивидуального подхода, и специалист подбирает оптимальные методики лечения заикания у детей на основе диагноза невролога и логопедического обследования.
Психолог, работающий с заиканием, учит ребенка справляться с повышенной тревожностью, помогает сформировать уверенность в себе, при необходимости проводит сеансы семейной терапии.
В некоторых случаях невролог или психиатр назначают препараты, предназначенные для помощи в устранении дефекта речи: витаминные комплексы, ноотропные препараты, нейролептики.
Основная работа по устранению речевой проблемы лежит на логопеде. Логопед использует следующие методы лечения заикания у детей:
- Нарушение темпоритмической организации высказывания (логоневроз) часто связано с неправильным произношением звуков. Поэтому логопед исправляет неправильное произношение звуков ребенком, что дает положительные результаты в коррекции заикания у детей дошкольного возраста, школьников, подростков.
- У детей с дефектами речи всегда нарушен речевой навык. Логопед в ходе коррекционной работы учит ребенка правильной артикуляции, речевому дыханию.
- Хорошие результаты показывает логоритмика при заикании. При занятиях логоритмикой специалист использует упражнения на регуляцию мышечного тонуса, развития дыхания, чувства темпа, мелкой моторики, речевого внимания.
➥ Чтобы работать с детьми с заиканием и другими нарушениями речи, необходимо получить образование логопеда. Проходите ускоренные программы обучения на логопеда в нашей академии, учитесь полностью дистанционно и получите диплом, с которым можно устроиться на работу в организацию и вести частную практику.