Что такое навыки 4К и как они помогут ребенку в будущем? Как и зачем их развивать? И какую роль в концепции 4К играет дистанционное образование? В этой актуальной и интересной теме разбираемся с нашим экспертом Светланой Гладневой, педагогом начальной школы, кандидатом педагогических наук.
— Что такое метод 4К?
– Метод 4К — это концепция, согласно которой у ребенка следует развивать четыре навыка: коммуникацию, кооперацию, креативность и критическое мышление. Сейчас на ней основываются образовательные программы, которые внедряют в школы и детские сады.
Интересно то, что эта идея зародилась еще в 50-е годы, и вовсе не в образовании. В США эти 4 навыка начали развивать у военных в рамках их подготовки наравне с другими профессиональными навыками. Сейчас мы пользуемся уже привычным разделением на hard skills и soft skills: первые («жесткие», или прочные навыки) отражают вашу компетентность, знания и профессионализм в конкретной области, а «мягкие» навыки относятся к тому, как вы умеете общаться, анализировать информацию и в целом мыслить.
— Зачем развивать навыки 4К?
– Этим мягким навыкам, и конкретно 4К, в классической образовательной системе не уделялось внимание, а сейчас с развитием технологий и цифровизации все начинают понимать их ценность.
Критическое мышление помогает выделять нужную информацию из лишней, главную из второстепенной, отделять правдивую от ложной. Сложно переоценить значимость этого навыка: он поможет как в жизни (например, в самообразовании), так и на работе. Представьте, насколько более ценен сотрудник, который самостоятельно может найти нужную информацию, а затем оценить свою работу.
Креативность позволяет человеку находить нестандартные решения различных проблем. На работе или учебе этот навык просто необходим, поскольку мы постоянно сталкиваемся с задачами, которые не решаются рутинным путем. В личной жизни креативность поможет человеку открыть для себя множество путей для достижения целей.
Коммуникация и кооперация. Наверное, не стоит подробно объяснять, почему коммуникация — это важный навык. Умение взаимодействовать и ладить с семьей, детьми, коллегами и друзьями приводит к успеху на работе и личной жизни. А кооперация позволяет приумножить свои возможности, это чистая математика: работая в одиночку, вы используете только свои мысли и навыки, а при работе в команде у вас есть возможность использовать навыки и знания всех участников.
— Как тренируются 4К?
– Стремление развивать навык критического мышления породило огромный пласт педагогических технологий. Здесь много приемов, и наверное, развитие посредством чтения и письма — самый известный. Работа с текстом, выделение главного, рисование кластеров, подведение итогов в форме текстов, в стихотворных формах. В основе технологий развития критического мышления лежит идея научить наших учеников не принимать на веру ту информацию, которую они получают. И что стоит проверять ее и брать только то, что они считают важным и значимым для себя непосредственно.
Дистанционное обучение является важным инструментом, который способствовал развитию критического мышления и самообразования. Человек начинает разбираться в материалах самостоятельно, задает вопросы, выделяет нужное. А также учится кооперации и коммуникации – с такими же студентами и преподавателями, к которым нужно обращаться.
Чтобы обучить детей кооперации, стоит для начала вложить в них идею ответственности. Например, выполнение домашней работы — это ответственность самого ребенка, но выполнение командного задания — это ответственность всех в команде. И у ребенка есть своя задача, за которую он отвечает. И если он не выполнит ее, то подведет всех остальных и задание не будет принято — а значит, пострадают все.
— Какое место метод 4К занимает в образовании?
— В настоящее время развитие этих навыков стоит в приоритете разработок образовательных программ. Но нужно понимать, что, когда педагог применяет какие-то креативные методы обучения, он должен очень четко представлять цель: зачем он это делает. То есть применять свое критическое мышление по отношению к этой новой образовательной программе с акцентом на 4К. Педагоги должны понимать, зачем развивать эти навыки детям, и желательно также развивать их у самих себя. Поскольку здесь важно умение ладить с детьми и пробуждать в них интерес к учебе и всему вокруг. И не потому, что так говорит образовательная программа, а потому, что это действительно важно.