Что такое групповое сознание? Как манипулируют сознанием людей посредством пропаганды, лоббирования, дезинформирования и т.д.? Эти и другие вопросы рассматриваются в рамках программы по информационно-психологической безопасности. Подробнее об этой дисциплине и вышедшем пособии рассказывает один из авторов, преподаватель Академии Татьяна Викторовна Губарева.
Во ВГАППССС планируется запуск программы повышения квалификации «Информационная безопасность: технологии организации информационно- психологической безопасности личности».
Учебно-методическое пособие «Основы информационно-психологической безопасности» разработано коллективом авторов: А. В. Топорнина, А. Б. Ваньков, Т. В. Губарева. Издание направлено на формирование у обучающихся навыков самостоятельного использования психодиагностических методик и психологических защит личности для обеспечения информационно-психологической безопасности, а также овладение технологиями информационно-психологического воздействия.
Накануне запуска нового курса ВГАППССС мы задали преподавателю по информационно-психологической безопасности Т. В. Губаревой несколько вопросов.
– Кто особенно подвержен психологическим манипуляциям в информационном пространстве?
Психологическим манипуляциям поддаются абсолютно все, вне зависимости от возраста, пола, силы воли, социального положения и пр.
– Как определить информационную безопасность конкретного сайта, ресурса, передачи и т.п.? По каким критериям?
– Критериев много: меры по обеспечению конфиденциальности, целостности и доступности размещённой и сохранённой на сайте информации. Подлинность, уместность, актуальность и достоверность контента. Причем, это касается и блогов, и образовательных, и корпоративных сайтов.
– Какие виды психологической защиты личности существуют?
Учёные выделяют примитивные и высшие психологические защиты. Формы психологических защит разнообразны: смещение, регрессия, подавление (вытеснение), отрицание, проекция, реактивное образование, компенсация, интеллектуализация (рационализация), сублимация.
Все формы по-своему интересы. Так, например, сублимация информационного голода может проявляться в том, что человек станет «забивать» свой информационный поток, распылять фокус внимания на новостные ленты в соцсетях, видеоролики, подкасты и проч. Это приносит вред, поскольку все ресурсы психики (ментальная и физическая сила, психическая сила, мотивация и многое другое) идут туда, где концентрируется внимание. Поэтому следует уделять внимание той информации, которая приводит личность к развитию, достижению целей.
В пособии исследуются такие актуальные для современного информационного пространства проблемы, как:
- Механизмы и методы психологического воздействия.
- Информационно-психологическое воздействие. Побуждение и принуждение.
- Психологические манипуляции.
- Манипулятивные технологии: дезинформирование, лоббирование, пропаганда, управление кризисами, шантаж.
Практические методики в пособии содержат подробные инструкции по диагностике:
- рефлексивности мышления;
- аналитичности мышления;
- обобщения как мыслительной операции;
- логическо-понятийного мышления;
- логичности умозаключений.
Также читатели найдут в издании методические указания обучающимся по работе над лекционным материалом, по практическим занятиям и самостоятельной работе. Разнообразны и интересны рекомендуемые темы рефератов: «Современное образование на федеральных образовательных порталах», «НЛП и информационно-психологическая безопасность», «Дезинформирование – одна из манипулятивных технологий», «Геополитическая конкуренция в информационном пространстве», «Новости и формирование образа мира» и др.
Информация и методики, представленные в данной работе, будут интересны как для психологов, занимающихся исследованиями в области информационной безопасности, так и для практиков, консультирующих детей и взрослых.