Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования требует особых компетенций педагогических работников. Подробнее о квалификационных требованиях к учителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, педагогам-психологам и условиям работы в соответствии с новым ФГОС в статье от заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии ВГАППССС Ю. В. Федоренко.
Скачать сводную таблицу квалификационных требований (pdf)
В сентябре 2016 года вступает в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей. Новый ФГОС будет являться основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных учебных заведений.
В России на сегодняшний день проживает более 650 тыс. детей-инвалидов, детей с ОВЗ – гораздо больше. По статистике, каждый пятый ребёнок нуждается в особых образовательных условиях. Это учащиеся с задержкой психического, интеллектуального развития, нарушениями речи, социальной адаптации и др. Одна из важнейших задач современной российской школы – дать возможность каждому из таких детей получить образование, соответствующее его способностям.
Стремление к инклюзии, включению учащихся с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы в итоге привело к интегративному объединению общей и специальной образовательных систем. Так появилось интегрированное обучение, образовательная модель, объединяющая здоровых и особых детей и способствующая реализации прав ребёнка и на образование, и на социализацию.
Комментарий Юлии Викторовны Федоренко, заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии о роли педагога в интегрированном образовательном пространстве и квалификационных требованиях к кадровому обеспечению:
В условиях интеграции и инклюзии отечественные педагогические работники проходят специальную подготовку, переподготовку, повышают квалификацию, чтобы изучить существующий опыт, теоретические и практические вопросы обучения детей с ОВЗ, разработать собственные подходы к решению образовательных задач и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Так, согласно актуальным квалификационным требованиям, сегодня каждому педагогу, работающему с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо повышение квалификации в области инклюзивного образования. То есть, помимо основного профильного образования (среднего профессионального или высшего), педагогическому работнику необходим документ установленного образца о повышении квалификации в области инклюзивного образования.
Во ВГАППССС разработана и реализуется программа, рассчитанная на 8 недель (144 часа):
«Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Программа повышения квалификации будет полезна всем педагогам, работающим или планирующим начать работу в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ. Дистанционный курс охватывает все важнейшие вопросы от философских аспектов инклюзии до практических вопросов управления инклюзивным образованием.
В Академии реализуется также курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации, продолжительностью 11 месяцев (1080 часов):
Этот курс представляет собой практическое руководство по обучению детей с ОВЗ по адаптированным программам в соответствии с новым ФГОС. Изучение общей и специальной психологии, педагогических технологий, вопросов нормативно-правового обеспечения образования лиц с ОВЗ, техник диагностики и коррекции позволяет менее чем за год получить квалификацию педагога-дефектолога и диплом установленного образца.
В процессе реализации адаптивных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) педагога. В Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы представлена программа дистанционного обучения тьюторов:
144 часа (2 месяца), интенсивная программа из трёх модулей и 12 тем, выдаётся документ о повышении квалификации.
Сводный перечень квалификационных требований
Должность: Учитель
Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика»;
Область, соответствующая преподаваемому предмету.
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
2. Направление (область) образования: Любое.
Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Требования к стажу: нет.
Должность: Воспитатель
Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика».
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
2. Направление (область) образования: Любое.
Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- По специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;
- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- По специальности «Олигофренопедагогика»;
- По другим педагогическим специальностям с дополнительным профессиональным образованием в области специальной педагогики или специальной психологии.
Требования к стажу: нет.
Должность: Старший воспитатель
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
«Образование и педагогика».
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
Требования к стажу: Стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.
Должность: Учитель-дефектолог
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
Направление «Дефектология».
2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
- «Олигофренопедагогика»;
- «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики;
- Образование по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики.
Требования к стажу: Нет.
Должность: Учитель-логопед
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
Направление «Дефектология».
2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- По специальности: «Логопедия»;
- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
- По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.
При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к стажу: Нет.
Должность: Педагог-психолог
Уровень образования: Высшее образование.
1. Направление (область) образования:
По профильным направлениям (психологическим).
Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):
Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- По специальности «Специальная психология»;
- По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
- По педагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовки психолога с дополнительным профессиональным образованием в области специальной психологии.
При любом варианте профессиональной подготовки педагогу-психологу необходимо дополнительное профессиональное образование в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Требования к стажу: Нет.