Звонок по России бесплатный
Пн-Вск 8:30-20:30 по Москве
8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Новости
  • Новый ФГОС для детей с ОВЗ: квалификационные требования к педагогическим работникам

Новый ФГОС для детей с ОВЗ: квалификационные требования к педагогическим работникам

Новый ФГОС для детей с ОВЗ: квалификационные требования к педагогическим работникамОбучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного образования требует особых компетенций педагогических работников. Подробнее о квалификационных требованиях к учителям, воспитателям, логопедам, дефектологам, педагогам-психологам и условиям работы в соответствии с новым ФГОС в статье от заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии ВГАППССС Ю. В. Федоренко.

Скачать сводную таблицу квалификационных требований (pdf)

В сентябре 2016 года вступает в действие новый Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), регулирующий вопросы инклюзивного образования таких детей. Новый ФГОС будет являться основным нормативным документом, устанавливающим единые государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательных учебных заведений.

В России на сегодняшний день проживает более 650 тыс. детей-инвалидов, детей с ОВЗ – гораздо больше. По статистике, каждый пятый ребёнок нуждается в особых образовательных условиях. Это учащиеся с задержкой психического, интеллектуального развития, нарушениями речи, социальной адаптации и др. Одна из важнейших задач современной российской школы – дать возможность каждому из таких детей получить образование, соответствующее его способностям.

Стремление к инклюзии, включению учащихся с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы в итоге привело к интегративному объединению общей и специальной образовательных систем. Так появилось интегрированное обучение, образовательная модель, объединяющая здоровых и особых детей и способствующая реализации прав ребёнка и на образование, и на социализацию.

Юлия Викторовна Федоренко, заведующая кафедрой Комментарий Юлии Викторовны Федоренко, заведующей кафедрой Дефектологии и специальной психологии о роли педагога в интегрированном образовательном пространстве и квалификационных требованиях к кадровому обеспечению:

В условиях интеграции и инклюзии отечественные педагогические работники проходят специальную подготовку, переподготовку, повышают квалификацию, чтобы изучить существующий опыт, теоретические и практические вопросы обучения детей с ОВЗ, разработать собственные подходы к решению образовательных задач и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.

Так, согласно актуальным квалификационным требованиям, сегодня каждому педагогу, работающему с  детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо повышение квалификации в области инклюзивного образования. То есть, помимо основного профильного образования (среднего профессионального или высшего), педагогическому работнику необходим документ установленного образца о повышении квалификации в области инклюзивного образования.

Во ВГАППССС разработана и реализуется программа, рассчитанная на 8 недель (144 часа):

«Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Программа повышения квалификации будет полезна всем педагогам, работающим или планирующим начать работу в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ. Дистанционный курс охватывает все важнейшие вопросы от философских аспектов инклюзии до практических вопросов управления инклюзивным образованием.

В Академии реализуется также курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации, продолжительностью 11 месяцев (1080 часов):

«Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения лиц по адаптированным основным и специальным индивидуальным программам развития с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог»»

Этот курс представляет собой практическое руководство по обучению детей с ОВЗ по адаптированным программам в соответствии с новым ФГОС. Изучение общей и специальной психологии, педагогических технологий, вопросов нормативно-правового обеспечения образования лиц с ОВЗ, техник диагностики и коррекции позволяет менее чем за год получить квалификацию педагога-дефектолога и диплом установленного образца.

В процессе реализации адаптивных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника) педагога. В Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы представлена программа дистанционного обучения тьюторов:

Тьюторское сопровождение инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС

144 часа (2 месяца), интенсивная программа из трёх модулей и 12 тем, выдаётся документ о повышении квалификации.

Сводный перечень квалификационных требований

Должность: Учитель

Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика»;

Область, соответствующая преподаваемому предмету. 

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Требования к стажу: нет.

Должность: Воспитатель

Уровень образования: Высшее образование, среднее профессиональное образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика».

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

2. Направление (область) образования: Любое.

Дополнительное профессиональное образование 1) по направлению деятельности в образовательном учреждении; 2) с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- По специальности «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» или «Специальное дошкольное образование»;

- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

- По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

- По специальности «Олигофренопедагогика»;

- По другим педагогическим специальностям с дополнительным профессиональным образованием в области специальной педагогики или специальной психологии.

Требования к стажу: нет.

Должность: Старший воспитатель

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

«Образование и педагогика».

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

Требования к стажу: Стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет.

Должность: Учитель-дефектолог

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

Направление «Дефектология».

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

- «Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;

- «Олигофренопедагогика»;

- «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики;

- Образование по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области олигофренопедагогики.

Требования к стажу: Нет.

Должность: Учитель-логопед

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

Направление «Дефектология».

2. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- По специальности: «Логопедия»;

- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;

- По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.

При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к стажу: Нет.

Должность: Педагог-психолог

Уровень образования: Высшее образование.

1. Направление (область) образования:

По профильным направлениям (психологическим).

Дополнительное профессиональное образование (профпереподготовка, повышение квалификации):

Дополнительное профессиональное образование с учётом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

3. Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

- По специальности «Специальная психология»;

- По направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;

- По педагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовки психолога с дополнительным профессиональным образованием в области специальной психологии.

При любом варианте профессиональной подготовки педагогу-психологу необходимо дополнительное профессиональное образование в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Требования к стажу: Нет.

Скачать сводную таблицу квалификационных требований (pdf)

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 690+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.