Русакова Наталия Васильевна, практикующий психолог, эксперт направления практической и клинической психологии в авторской статье рассказывает о восприятии ребёнком матери и распределении ответственности в детско-родительских отношениях.
Я маму мою обидел.
Теперь никогда-никогда
Из дому мы вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу.
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Отрывок стихотворения «Обида» Эммы Мошковской стал моим источником размышлений о роли эмоций в отношениях между детьми и родителями.
Мама в мире ребенка – это…
Для каждого ребенка мама – самый главный и важный человек. Любовь к ней рождается с первых дней жизни и развивается, укрепляется от года к году. С рождения из прикосновений, запахов и звуков маминого голоса начинается путь детской привязанности.
На втором году жизни, когда ребенок начинает ходить, путеводная нить привязанности укрепляется еще больше. Ребенок хочет быть похожим на маму, копирует ее движения, интонации, мимику и действия, он как бы сливается с объектом своей любви.
К трем годам для малыша большое значение приобретает чувство принадлежности и верности, может появиться ревность. В этом возрасте ребенок хочет полностью обладать мамой. Здесь мы можем услышать фразу «Это моя мама».
К четырем годам для ребенка становится важным радовать маму, нравиться ей, находить подтверждения собственной важности в жизни любимого человека. И в этот период болезненно воспринимаются родительское недовольство и критика, обиды.
На пятом году жизни ребенка можно говорить о настоящей любви к маме. Но эта любовь развивается только в том случае, если отношения складываются благополучно. Далее любовь к маме крепнет и развивается настолько, что ребенок готов делиться с ней самым сокровенным и очень нуждается в том, чтобы его понимали.
Стоит ли обижаться на ребенка?
Чувства вины, стыда, которые возникают у ребенка, если на него обиделась мама, могут быть очень травмирующими. Если мама обижается надолго и становится эмоционально недоступна для ребенка, то он может испытать страх и тревогу. При этом важно помнить, что чувство обиды в данной ситуации предполагает, что у взрослого человека есть какие-то желания, потребности, которые зависят от ребенка. И если мама обиделась на ребенка, то она отдает ему ответственность за удовлетворение ее потребностей. Это ставит ситуацию с ног на голову.
В отношениях привязанности между детьми и родителями правильно, когда ребенок находится в зависимом положении, а взрослый – в ответственном и доминирующем. Когда баланс власти и ответственности поделен так, что ребенок получает заботу, а родитель ее щедро предоставляет, то проблем с дисциплиной и непослушанием возникает меньше. Если взрослый возлагает на ребенка надежды в исправлении ситуации, он ставит его в позицию главного, отдает ему бразды правления. Следует ли так поступать? Ведь взрослый сам всегда несет ответственность за свои эмоции и за исправление ситуации в отношениях с сыном или дочерью. И только в такой правильной, здоровой иерархии возможно гармоничное развитие ребенка и его любви, уважения и почитания матери.
Как научиться понимать ребенка?
Программы дополнительного профессионального образования по психологии могут быть полезны не только тем, кто планирует практиковать: принимать и консультировать клиентов. Иногда это – способ понять собственных детей, возможность построить гармоничную и счастливую семью.
Автор: Н. В. Русакова