В современной системе образования особое внимание уделяется вопросам включения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Расскажем в статье, что такое индивидуальная программа реабилитации ученика с ОВЗ, как ее разрабатывают и внедряют, и в чем заключаются особенности работы учителя-дефектолога.
Содержание статьи:
- Могут ли дети с ОВЗ учиться в обычных школах
- Как разрабатывается индивидуальная программа развития ученика с ОВЗ
- На какой срок разрабатывается ИПР
- Какие условия школа должна создать ребенку с ОВЗ
- Как начать работать с детьми с ОВЗ
Могут ли дети с ОВЗ учиться в обычных школах
Согласно закону об образовании, в России дети могут учиться в любой общеобразовательной школе — вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей. Образовательная система должна быть адаптирована к разнообразию потребностей учащихся.
С 2016 года во всех школах введены ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Стандарты направлены на создание условий для учебы и воспитания всех детей с ОВЗ, независимо от характера и тяжести их проблем. Они предоставляют специальные подходы и ресурсы для эффективного обучения. Помимо академических знаний, стандарты стремятся развивать у детей навыки и компетенции, необходимые для успешного вхождения в общество и решения повседневных задач.
Для детей с тяжелыми нарушениями здоровья на основании ФГОС создают индивидуальные программы развития, учитывающие их особенности и потребности.
Как разрабатывается индивидуальная программа развития ученика с ОВЗ
Индивидуальная программа развития ученика с ограниченными возможностями здоровья — это документ, помогающий создать оптимальные условия обучения и воспитания конкретного ребенка с ОВЗ.
Составляют его эксперты, которые будут работать с ребенком: учителя, логопед, психолог, педагог-дефектолог, тьюторы и другие специалисты. Процесс создания ИПР можно описать так:
- проводится детальная оценка уровня развития, обучаемости, социальных навыков, здоровья и других характеристик ребенка с ОВЗ;
- собирается информация о ребенке у его родителей или законных представителей — это может входить в обязанности учителя-дефектолога;
- определяются конкретные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения, и задачи, направленные на их реализацию;
- разрабатываются индивидуальные методы обучения и подбираются специализированные средства;
- устанавливаются критерии оценки успешности обучения и методы отслеживания прогресса;
- программа обсуждается с родителями;
- подписывается протокол о совместной работе;
- начинается обучение.
При составлении ИПР учитывают рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, особенности индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, итоги психолого-педагогической диагностики.
На какой срок разрабатывается ИПР
Из-за необходимости постоянного мониторинга и оценки эффективности индивидуальная программа развития составляется сроком на один год. В течении этого периода учитель-дефектолог, работающий с ребенком, внимательно следит за прогрессом и динамикой его развития.
Если в течение года учитель-дефектолог обнаруживает, что ребенок успешно осваивает определенные предметы или, наоборот, испытывает трудности в обучении, программа корректируется. Такой подход обеспечивает гибкость и адаптивность в образовательном процессе и максимально соответствует потребностям каждого конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Какие условия школа должна создать ребенку с ОВЗ
Для успешной инклюзии и обеспечения эффективного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебном заведении должны быть созданы определенные условия:
- универсальная безбарьерная среда: расширенные дверные проемы без порогов, перила вдоль стен внутри здания, разметка и визуальная навигация, пандусы, таблички, написанные шрифтом Брайля;
- специализированные кабинеты и помещения для проведения занятий и коррекционных мероприятий;
- наличие специальных обучающих и методических материалов для детей с ОВЗ;
- штат, где есть педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог, специалисты по инклюзивному образованию;
- регулярное профессиональное обучение учителей по вопросам инклюзивного образования и работе с детьми с ОВЗ;
- разработка адаптивных образовательных программ;
- наличие школьного психолога для оказания психологической поддержки и консультирования;
- организация тренингов и мероприятий по формированию толерантного и поддерживающего окружения;
- установление плодотворного сотрудничества между школой и родителями детей с ОВЗ;
- организация регулярных совещаний и консультаций с родителями для обсуждения прогресса и потребностей ребенка;
- формирование дружелюбной и поддерживающей атмосферы в классах и школе в целом;
- наличие медицинского персонала для поддержки детей с ограничениями по здоровью.
Согласно СанПиН, детей, учащихся по ИПР, должно быть не более пяти в одном классе. Но качественно учить детей с разными нарушениями в одном классе практически невозможно. Поэтому классы следует формировать, объединяя детей с похожими особенностями.
Как начать работать с детьми с ОВЗ
Для тех, у кого уже есть высшее или среднее специальное образование, существует возможность получить профессию «педагог-дефектолог» или «учитель-дефектолог» на программе профпереподготовки. Дистанционный формат позволит совмещать учебу с работой и семейными обязанностями. После успешной сдачи экзамена вы получите диплом о профессиональной переподготовке, который позволяет вести деятельность педагога-дефектолога в различных организациях.
В процессе обучения вы освоите современные методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями, получите обратную связь от опытных преподавателей, будете выполнять практические задания. После успешного окончания обучения доступ к материалам останется у вас навсегда.
Слушателям, прошедшим 75% курса без долгов, мы помогаем подготовиться к работе и начать профессиональный путь уже во время обучения в Центре Развития Карьеры. А онлайн-библиотека вебинаров на разные темы позволит вам расширить навыки и получить еще больше информации по нужной теме.
➥ Подавайте заявку по ссылке ниже, чтобы присоединиться к людям, помогающим детям с ОВЗ адаптироваться и начать полноценную жизнь в обществе: