8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Разработка и реализация индивидуальной программы развития ученика с ОВЗ

Разработка и реализация индивидуальной программы развития ученика с ОВЗ

В современной системе образования особое внимание уделяется вопросам включения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья. Расскажем в статье, что такое индивидуальная программа реабилитации ученика с ОВЗ, как ее разрабатывают и внедряют, и в чем заключаются особенности работы учителя-дефектолога.

Содержание статьи:

Могут ли дети с ОВЗ учиться в обычных школах

Согласно закону об образовании, в России дети могут учиться в любой общеобразовательной школе —  вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей. Образовательная система должна быть адаптирована к разнообразию потребностей учащихся. 

С 2016 года во всех школах введены ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Стандарты направлены на создание условий для учебы и воспитания всех детей с ОВЗ, независимо от характера и тяжести их проблем. Они предоставляют специальные подходы и ресурсы для эффективного обучения. Помимо академических знаний, стандарты стремятся развивать у детей навыки и компетенции, необходимые для успешного вхождения в общество и решения повседневных задач. 

Для детей с тяжелыми нарушениями здоровья на основании ФГОС создают индивидуальные программы развития, учитывающие их особенности и потребности.

Как разрабатывается индивидуальная программа развития ученика с ОВЗ

Индивидуальная программа развития ученика с ограниченными возможностями здоровья — это документ, помогающий создать оптимальные условия обучения и воспитания конкретного ребенка с ОВЗ. 

Составляют его эксперты, которые будут работать с ребенком: учителя, логопед, психолог, педагог-дефектолог, тьюторы и другие специалисты. Процесс создания ИПР можно описать так:

  • проводится детальная оценка уровня развития, обучаемости, социальных навыков, здоровья и других характеристик ребенка с ОВЗ;
  • собирается информация о ребенке у его родителей или законных представителей — это может входить в обязанности учителя-дефектолога; 
  • определяются конкретные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения, и задачи, направленные на их реализацию;
  • разрабатываются индивидуальные методы обучения и подбираются специализированные средства;
  • устанавливаются критерии оценки успешности обучения и методы отслеживания прогресса;
  • программа обсуждается с родителями;
  • подписывается протокол о совместной работе;
  • начинается обучение.

При составлении ИПР учитывают рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума, особенности индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, итоги психолого-педагогической диагностики.

На какой срок разрабатывается ИПР

Из-за необходимости постоянного мониторинга и оценки эффективности индивидуальная программа развития составляется сроком на один год. В течении этого периода учитель-дефектолог, работающий с ребенком, внимательно следит за прогрессом и динамикой его развития. 

Если в течение года учитель-дефектолог обнаруживает, что ребенок успешно осваивает определенные предметы или, наоборот, испытывает трудности в обучении, программа корректируется. Такой подход обеспечивает гибкость и адаптивность в образовательном процессе и максимально соответствует потребностям каждого конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Какие условия школа должна создать ребенку с ОВЗ

Для успешной инклюзии и обеспечения эффективного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в учебном заведении должны быть созданы определенные условия:

  • универсальная безбарьерная среда: расширенные дверные проемы без порогов, перила вдоль стен внутри здания, разметка и визуальная навигация, пандусы, таблички, написанные шрифтом Брайля;
  • специализированные кабинеты и помещения для проведения занятий и коррекционных мероприятий;
  • наличие специальных обучающих и методических материалов для детей с ОВЗ;
  • штат, где есть педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог, специалисты по инклюзивному образованию;
  • регулярное профессиональное обучение учителей по вопросам инклюзивного образования и работе с детьми с ОВЗ;
  • разработка адаптивных образовательных программ;
  • наличие школьного психолога для оказания психологической поддержки и консультирования;
  • организация тренингов и мероприятий по формированию толерантного и поддерживающего окружения;
  • установление плодотворного сотрудничества между школой и родителями детей с ОВЗ;
  • организация регулярных совещаний и консультаций с родителями для обсуждения прогресса и потребностей ребенка;
  • формирование дружелюбной и поддерживающей атмосферы в классах и школе в целом;
  • наличие медицинского персонала для поддержки детей с ограничениями по здоровью.

Согласно СанПиН, детей, учащихся по ИПР, должно быть не более пяти в одном классе. Но качественно учить детей с разными нарушениями в одном классе практически невозможно. Поэтому классы следует формировать, объединяя детей с похожими особенностями. 

Как начать работать с детьми с ОВЗ

Для тех, у кого уже есть высшее или среднее специальное образование, существует возможность получить профессию «педагог-дефектолог» или «учитель-дефектолог» на программе профпереподготовки. Дистанционный формат позволит совмещать учебу с работой и семейными обязанностями. После успешной сдачи экзамена вы получите диплом о профессиональной переподготовке, который позволяет вести деятельность педагога-дефектолога в различных организациях.

В процессе обучения вы освоите современные методики работы с детьми с особыми образовательными потребностями, получите обратную связь от опытных преподавателей, будете выполнять практические задания. После успешного окончания обучения доступ к материалам останется у вас навсегда.

Слушателям, прошедшим 75% курса без долгов, мы помогаем подготовиться к работе и начать профессиональный путь уже во время обучения в Центре Развития Карьеры. А онлайн-библиотека вебинаров на разные темы позволит вам расширить навыки и получить еще больше информации по нужной теме.

➥ Подавайте заявку по ссылке ниже, чтобы присоединиться к людям, помогающим детям с ОВЗ адаптироваться и начать полноценную жизнь в обществе:

Специальное (дефектологическое) образование
620 часов / 5.5 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
29 370 руб
21 750 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 670+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.