По статистике Минздрава РФ, проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, 25% дошкольников и 15% школьников. Как можно увидеть, процент детей с нарушениями речи уменьшается с возрастом, а в этом им помогают логопед и дефектолог, зачастую при поддержке психолога.
Родители должны знать про риск появление задержки речевого развития (ЗРР) у ребенка, чтобы вовремя обратиться к специалистам. ЗРР диагностируется почти у 10% детей, причем у мальчиков в 4 раз чаще, чем у девочек.
Задержка речевого развития — это более позднее, в сравнении с возрастной нормой, овладение устной речью детьми. Ее обычно диагностируют в возрасте 3–4 лет, когда у ребенка наблюдается явное отставание в развитии речи в кругу сверстников. Проблемы могут быть:
- С формированием и произношением звуков, свойственных раннему детскому возрасту.
- Количеством слов в словарном запасе.
- Построением грамматических конструкций.
- Построением целостных фраз.
- Порождением связной речи.
Диагностикой речевого развития у ребенка занимается целая группа специалистов: педиатр, детский невролог, ЛОР, логопед и детский или медицинский психологи.
Логопед должен проверить речевой аппарат, степень сформированности ориентировочных реакций, развитие вербальной и невербальной коммуникации. Психолог же при помощи тестов проверяет психомоторное развитие и наличие психических нарушений.
Но совместная работа логопеда и психолога не заканчивается на этапе диагностики. Если ребенку установили ЗРР, то с большой вероятностью с ним будут работать и логопед, и психолог, поскольку речь тесно связана с мышлением и может влиять на развитие других когнитивных процессов.
Задачи логопеда:
- Формирование правильных звуков у ребенка.
- Развитие связности и понятности речи.
- Помощь ребенку в пополнении словарного запаса и освоении грамматики.
- Развитие мелкой моторики и слухового внимания.
- Формирование навыков чтения и письма.
Задачи психолога:
- Помощь ребенку в развитии внимания, памяти и мышления.
- Развитие эмоционально-личностной сферы.
- Формирование и совершенствование зрительно-моторной координации.
- Помощь ребенку в развитии навыков самоконтроля.
- Обеспечение психологической поддержки.
► Цель обоих специалистов заключается в том, чтобы исправить речевые нарушения у ребенка и минимизировать негативное влияние на другие когнитивные способности. Оба занимаются развитием речи и высших психических процессов, но если логопед корректирует и развивает речь с помощью приемов активизации внимания, памяти и мышления, то психолог помогает с развитием непосредственно когнитивных процессов: лучше запоминать, концентрировать зрительное и слуховое внимание и так далее.
Поэтому при коррекции ЗРР так важно, чтобы ребенком занимался не один логопед / дефектолог. Психолог также может ускорить лечение и предоставить необходимую эмоциональную поддержку ребенку.