8 (800) 550-74-37 Звонок по России бесплатный
Отдел по организации приема
Пн-Вс 8:00-21:00 по Москве
  • Главная
  • Cтатьи
  • Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью

Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость, или олигофрения — это состояние, при котором уровень интеллектуальной функции человека значительно ниже нормы, что ограничивает его способность к обучению, адаптации и функционированию в повседневной жизни. 

Содержание статьи:

Виды умственной отсталости классифицируются в соответствии с уровнем умственной функции и способностью к самообслуживанию. Существует несколько систем классификации, но одна из наиболее распространенных — система, основанная на критериях, предложенных Американской ассоциацией психиатрии (DSM-5). Согласно ей, УО делится на следующие виды:

  • легкая — IQ в диапазоне 50-69. Люди могут научиться навыкам самообслуживания и обычно ведут независимую жизнь с небольшой поддержкой;
  • умеренная — IQ в диапазоне 35-49. Могут научиться базовым навыкам самообслуживания и общению, но обычно требуют постоянной помощи;
  • тяжелая — IQ в диапазоне 20-34. Могут овладеть некоторыми простыми навыками самообслуживания, но нуждаются в постоянном наблюдении и уходе;
  • глубокая — IQ ниже 20. Серьезные ограничения в развитии и полная зависимость от других людей.

Олигофрения может быть вызвана различными причинами, включая генетические факторы, хромосомные аномалии, проблемы во время беременности, родов или послеродового периода, инфекции, травмы мозга и другие факторы. Диагноз олигофрении и определение уровня ее тяжести обычно устанавливают специалисты в области психиатрии или психологии на основе комплексного анализа интеллектуальных, адаптивных и поведенческих характеристик человека.

Сложности у детей с олигофренией

Дети с нарушением интеллекта могут сталкиваться с различными сложностями, которые затрудняют их развитие и функционирование:

  • ограниченные когнитивные способности — трудности в понимании информации, решении проблем, абстрактном мышлении и обобщении;
  • затруднения в обучении — необходимость более простого и структурированного подхода к обучению, большего объяснения и визуальной поддержки. Программы обучения должны быть специально адаптированы к потребностям детей с УО детей с УО и их их уровню развития;
  • ограниченные социальные навыки — проблемы с пониманием невербальных сигналов, эмоций и социальных норм, что приводит к социальной изоляции и трудностям в установлении и поддержании дружеских отношений;
  • неразвитые навыки самообслуживания — сложности в освоении простейших навыков, таких как кормление, одевание, мытье и использование туалета;
  • поведенческие проблемы — агрессия, гиперактивность или нарушения сосредоточенности и внимания;
  • неполная самостоятельность — требуется постоянный контроль и надзор со стороны в выполнении задач и принятии решений;
  • потребность в особой форме поддержки — специальное образование, реабилитационные программы, терапия и другие формы помощи.

Раннее обнаружение, индивидуальный подход и поддержка специалистов могут помочь детям справиться с трудностями и достичь своего максимального потенциала.

Как воспитывать детей с интеллектуальной недостаточностью

Дети с умственной отсталостью требуют особого внимания и подхода в развитии и воспитании. При работе с ними необходимо учитывать индивидуальные особенности и создавать программы обучения, соответствующие уровню развития.

Важно определить реалистичные и конкретные цели для каждого ребенка с УО, чтобы создать понятный и структурированный план обучения, а также оценивать его прогресс.

Особое внимание должно быть уделено ранней стимуляции и поддержке развития коммуникации, моторики и социальных навыков. Дети с УО часто лучше усваивают информацию через визуальные средства. Поэтому использование картинок, диаграмм, схем и других визуальных материалов может помочь им лучше понять и запомнить информацию.

Работа в группах с нормотипичными детьми и участие в общих мероприятиях могут способствовать развитию коммуникативных и социальных навыков.

Семьи таких детей нуждаются в особом содействии. Нужно предоставлять им информацию, обучение и ресурсы, а также оказывать эмоциональную поддержку.

Развитие детей с олигофренией часто требует большого количества времени и терпения. Необходимо учитывать, что прогресс может быть медленным, но постоянство и системный подход могут дать положительные результаты.

Регулярное обновление знаний и сотрудничество с опытными специалистами помогут создать эффективные стратегии работы с этой категорией детей.

Можно ли вылечить нарушения интеллекта у детей?

На сегодняшний день известного способа полного излечения нарушений интеллекта не существует. Как правило, умственная отсталость обусловлена физическими или биологическими аномалиями в структуре или функционировании мозга, которые обычно не могут быть полностью устранены.

Несмотря на то, что умственная отсталость является хроническим состоянием, поддержка может значительно улучшиитьь качество жизни и развитие детей с этим расстройством. Раннее обнаружение и специальные программы обучения и реабилитации могут помочь детям развить способности и навыки на максимально возможном уровне.

Основная цель работы с детьми с нарушениями интеллекта заключается в поддержке индивидуальных потребностей, развитии социальных и практических навыков, а также повышении самостоятельности. Многие дети с УО могут достичь значительного прогресса и адаптироваться к окружающей среде.

Где научиться работать с детьми с умственной отсталостью

Педагогу для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимы особые профессиональные знания и умения. Получить их можно на курсе «Олигофренопедагогика: коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС». Этот курс предназначен для педагогов, специалистов в области специального образования, а также всех, кто работает с детьми, испытывающими трудности в интеллектуальном развитии.

В течение трех месяцев вы:

  • изучите принципы и методы обучения детей с олигофренией;
  • научитесь разрабатывать индивидуальные планы обучения с учетом особенностей и потребностей каждого ребенка с нарушениями интеллекта;
  • изучите методы коррекционно-развивающего обучения, направленные на развитие когнитивных, социальных и коммуникативных навыков у детей;
  • узнаете современные подходы к оценке и контролю прогресса в обучении детей с нарушениями интеллекта;
  • рассмотрите вопросы инклюзивного образования и эффективной работы в команде с другими специалистами.

Курс проводится профессиональными преподавателями, обладающими глубокими знаниями и опытом работы с детьми с олигофренией. Вы получите не только теорию, но и практические навыки, которые сможете применять непосредственно в работе.

➥ По окончании получите диплом о профессиональной переподготовке, который принимают и работодатели, и аттестационная комиссия.

Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС
340 часов / 3 мес.
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
17 100 руб
8 217 руб
Оставить заявку
Заявка на обучение или консультацию
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Заявка на обучение или консультацию
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
Скидки и оплата частями
Скидки и оплата частями
Подробнее
Оплачивайте программу профпереподготовки в рассрочку без процентов и переплат. Получите скидку при поступлении группой (от 3-х чел., от 3%), при повторном поступлении – 5%. Для некоторых льготных категорий граждан стоимость ниже на 5%.
Большой выбор программ
Большой выбор программ
Подробнее
27 направлений обучения, 670+ дистанционных программ профпереподготовки и повышения квалификации, основных программ профессионального обучения
Доступ к материалам программы навсегда
Доступ к материалам программы навсегда
Подробнее
Слушателям предоставляется бессрочный доступ к материалам курса после успешного завершения обучения. Записи 10000+ вебинаров и онлайн участие в них, доступны ещё 90 дней после завершения курса.
Помощь специалистов Академии
Помощь специалистов Академии
Подробнее
В обучении помогают: 140+ экспертов – разработчиков и ведущих программ, контакт-центр и отдел по сопровождению учебного процесса.

Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике.

Задать вопрос
Задайте нам Ваш вопрос, и наши специалисты проконсультируют Вас в ближайшее время.
Спасибо за заявку!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.