Логоритмика — эффективная методика коррекции речевых нарушений. В ее основе лежит синтез речи, движения и музыки, поэтому занятия часто ведут сразу два специалиста — логопед и музыкальный руководитель.
Обучение коррекции речевых нарушений с помощью этой методики можно пройти дистанционно*. Курсы повышения квалификации длятся 3 недели. Обучение проходит в режиме онлайн — вы сможете сочетать его с основной работой. Если вы хотите также работать с младшими школьниками как учитель, обратите внимание на курсы переподготовки в сфере начального образования.
Логоритмика для логопедов: зачем изучать эту методику?
К сожалению, даже у детей с нормальным слухом и развитием интеллекта бывают тяжелые нарушения речи. У этой проблемы много негативных последствий: ребенку трудно общаться с окружающими и концентрироваться на одном занятии, он быстро устает, вдобавок у него нарушается общая, мелкая моторика и координация движений.
В работе с такими детьми необходим комплексный подход. И логоритмика его дает: методика включает в себя музыкальные и речевые игры, психогимнастику, упражнения, которые помогают развить коммуникативные навыки и улучшить координацию. В ходе каждого занятия виды деятельности меняются несколько раз — ребенок поет песни, читает стихи, участвует в активных играх (топает ногами, хлопает в ладоши) и пр. Это помогает удержать внимание детей, которым сложно долго концентрироваться на чем-то одном, и повышает эффективность занятий.
Используемые в логоритмике методы обучения помогают:
- развить связную речь;
- повысить познавательную активность ребенка, усилить детское любопытство, которое слабо проявляется у детей с тяжелыми нарушениями речи;
- научить ребенка распознавать и показывать эмоциональные состояния;
- усилить выразительность мимики;
- обогатить словарный запас;
- сформировать и укрепить интерес к литературе и музыке;
- развить мелкую и общую моторику, речевое дыхание, координацию движений;
- нормализовать мышечный тонус, сформировать правильное дыхание и осанку;
- развить чувство ритма, упростить обучение делению слов на слоги, поиску ударных слогов и вычленению отдельных звуков;
- укрепить слуховое восприятие и память.
Курсы логоритмики для логопедов позволят вам обучиться универсальной методике. Во-первых, она подходит всем детям, вне зависимости от характера. Медлительного ребенка занятия мотивируют действовать активнее, а непоседливого — успокаивают. Во-вторых, эту методику можно использовать не только для коррекции, но и для профилактики речевых нарушений. Наконец, она подходит и для индивидуальных, и для групповых занятий.
В каких случаях полезны курсы логоритмики для детей?
- Заикание.
- Прерывистая речь. Брадилалия (медленный темп речи) или тахилалия (слишком быстрый темп).
- Наследственная предрасположенность к нарушению ритма и темпа речи. В этом случае занятия проводятся для профилактики нарушений.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- Ограниченные возможности здоровья, инвалидность.
- Плохо развитая общая и мелкая моторика и/или координация движений.
- Задержка речевого развития.
- Дизартрия. Алалия.
- Проблемы с произношением отдельных звуков.
- Для профилактики логоритмика полезна всем детям 2,5-4 лет.
С какого возраста можно начинать занятия?
Начинать можно с самого рождения, но нужно учитывать возрастные особенности детей. В ходе обучения логоритмике для логопедов этому вопросу уделяют достаточно внимания, поэтому мы разберем его очень коротко.
С рождения до 2 лет занятия логоритмикой сводятся к чтению стихов взрослым с отхлопыванием ритма.
В 2-2,5 года начинается активное развитие речи. Ребенку в возрасте от 2 до 4 лет логопед помогает улучшить двигательные навыки, развить слуховое внимание, начать общаться с окружающими или хотя бы выговаривать отдельные слоги.
При работе с детьми 4-6 лет нужно уже добиваться правильности и чистоты речи, добавлять в занятия чистоговорки (например, «мама Милу в ванне мыла») и упражнения на проработку звуков.
Логоритмика в работе логопеда: как сделать занятия эффективнее
Все упражнения в этой методике основаны на подражании. Занятия строятся по схеме: взрослый произносит слова, добавляя простые движения и музыку, а ребенок повторяет за ним. Когда ученик полностью запомнит текст и движения, то сможет воспроизвести их сам, без помощи логопеда.
Важно, чтобы ребенок сделал все правильно и точно, не забыл ни одного элемента и не сбился. Но не торопите ученика — одни дети схватывают все на лету, другим нужно 2-3 занятия, чтобы детально все запомнить. Ваша задача — учесть индивидуальные особенности ребенка, а не заставить его выполнить упражнение любой ценой. Если никак не удается повторить какую-то деталь — упростите упражнение, разделите его на части или сделайте короче.
Не забывайте отмечать успехи. Ребенку должно быть интересно, комфортно и весело на ваших занятиях, иначе результатов сложнее будет добиться. Используйте костюмы, игрушки и разнообразный реквизит — главное, чтобы помогало.
Бессистемные занятия логоритмикой неэффективны. Хороших результатов можно добиться только через полгода регулярных занятий — минимум дважды в неделю, а если ученик заикается, 3-4 раза в неделю. Обязательно объясните это родителям. Они должны понимать, что занятия пропускать нежелательно, а ждать мгновенных результатов бессмысленно.
В ходе дистанционного обучения логоритмике вы узнаете и другие способы повышения эффективности занятий.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий