Детский церебральный паралич — группа хронических непрогрессирующих двигательных нарушений, вызванных поражением различных мозговых структур в перинатальном периоде. По статистике, в России диагноз ДЦП имеют более 100 000 детей в возрасте до 18 лет.
ДЦП сопровождается ограничением или невозможностью движений, снижением интеллектуальных способностей, задержкой развития психики, речевыми расстройствами, нарушениями поведения. Чем сильнее поражение ЦНС и мозга, тем ярче выражена симптоматика.
Детский церебральный паралич всегда вызывает проблемы с формированием речи, вне зависимости от варианта болезни. Нарушения речи, в свою очередь, негативно влияют на общее развитие ребенка, его поведение, социализацию и адаптацию. Поэтому для компенсации состояния ребенка с ДЦП так важно работать над развитием речи.
Особенности речевых нарушений при ДЦП
Характер и степень выраженности речевых патологий зависят от общей тяжести состояния ребенка с ДЦП. Это может быть одно или несколько нарушений:
- артикуляции и произношения звуков;
- темпа и ритма речи;
- дыхания и голоса;
- способности воспринимать и различать звуки;
- развития связной речи;
- чтения и письма;
- речевой активности.
В 58% случаев у детей с ДЦП основным синдромом речевых расстройств является дизартрия — нарушение произношения звуков. Менее часто встречаются алалия, ринолалия, заикание, дисграфия и дислексия.
➥ Это связано с тем, что двигательная патология, характерная для детского церебрального паралича, приводит к повышению или снижению тонуса мышц языка, затрудненному дыханию и голосообразованию, двигательным расстройствам губ и языка, повышенному слюноотделению и самопроизвольному открыванию рта. Что, в свою очередь, влияет на возможность правильно произносить все звуки.
Логопедическая работа при ДЦП
Логопедическая работа должна осуществляться в комплексе, и обязательно включать в себя логопедический массаж, ритмику, артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.
Логопедический массаж при ДЦП оказывает положительное воздействие не только на артикуляционный аппарат, но и на весь организм в целом: улучшается крово- и лимфообращение, дыхательные процессы, работа нервной и мышечной систем, повышается общий эмоциональный фон.
Его основные задачи:
- нормализовать тонус мышц речевого аппарата;
- улучшить звучание голоса и состояние голосовых связок
- уменьшить симптомы парезов, дискинезий, параличей, синкинезий;
- задействовать и активизировать все мышцы, участвующие в формировании речи;
- снизить секрецию слюнных желез и укрепить глоточный рефлекс;
- оказать косвенное влияние на отделы головного мозга, отвечающие за речь.
Логомассаж не проводят детям с эпилепсией в анамнезе из-за опасности спровоцировать приступ. Также стоит воздержаться от процедуры при любых заболеваниях в острой фазе, увеличенных лимфоузлах, эмоциональной лабильности.
Логопедический массаж бывает классический, зондовый, точечный, аппаратный. Тип подбирает логопед, опираясь на индивидуальные особенности ребенка и тяжести речевой патологии.
Особенности проведения логопедического массажа при ДЦП
Логомассаж проводят в теплом, сухом, проветриваемом помещении. Ребенок должен быть сыт, спокоен и хорошо себя чувствовать. После еды должно пройти 1—1,5 часа.
Первым делом логопед проверяет зону рвотного рефлекса, чтобы за нее не заходить. Очень важно подобрать правильную позу, в которой ребенку будет комфортно и спокойно. В случае если ребенок боится логопеда или не хочет расставаться с родителем, случаях массаж можно проводить на коленях у мамы или папы.
Логопедический массаж проводится курсами, по 10–20 сеансов в каждом. Перед первым приемом специалист объясняет родителям, зачем нужен логомассаж ребенку и как он будет проводиться.
Ребенка предварительно знакомят с кабинетом, логопедом, зондами, если они используются.
Как научиться проводить логомассаж при ДЦП
Логомассаж — это серьезная процедура, которая при неправильном выполнении может принести больше вреда, чем пользы. Именно поэтому логомассаж при ДЦП имеют право делать люди, специально изучавшие анатомию, физиологию, особенности течения заболевания и техники массажа. Это могут быть логопеды, медицинские работники, дефектологи, родителя ребенка с ДЦП.
➥ Записывайтесь на специальный курс по обучению логомассажу, если вы хотите освоить все приемы, определять технику проведения массажа в зависимости от клиники речевой патологии, оценивать эффективность работы:
После окончания курса сможете работать с детьми с ДЦП или помогать формировать правильную речь своему ребенку. Послу успешного окончания курса материалы останутся у вас в пожизненном доступе — вы всегда можете пересмотреть уроки, если что-то забудете.
Выдаем диплом о профессиональной переподготовке установленного образца и вносим его в систему ФИС ФРДО. Документ подтверждает полученные вами знания и принимается в любых организациях нашей страны.