Все дети разные, и каждый ребёнок уникален. Инклюзивное образование рассматривает непохожесть учеников не как проблему, но как ресурс для развития всей образовательной системы. Представляем обзор программ обучения специалистов для инклюзивного образования: дошкольного, общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного.
Инклюзия – это про доступность. Доступность образования, общения, группового взаимодействия, возможность реализовать себя несмотря на особое состояние здоровья. Инклюзия предполагает обучение «особенных» детей в естественной среде, освоение общих образовательных программ, пусть и не в полной, а допустимой для конкретного ребёнка мере. Доказано, что интеграция лиц с ОВЗ в коллектив сверстников с нормальным развитием полезна и для «обычных» детей. Поэтому инклюзия – это и про толерантность, принятие, про дружбу и поддержку.
Инклюзивное образование, обучение «особых» детей совместно со сверстниками без особенностей – задача педагогов нового поколения. Организация инклюзивного образования детей требует соответствующей подготовки специалистов. В списке дистанционных программ ВГАППССС есть большой раздел «Дефектология», где собраны программы, которые будут интересны педагогам, уже работающим или планирующим трудиться в данном направлении.
Специальное и инклюзивное образование: тьюторство
С развитием общества приходит понимание равенства всех людей. Более того, социум осознаёт необходимость не только принятия иных, непохожих людей рядом с «обычными», но и обязанность создать условия, отвечающие особым потребностям лиц с ОВЗ, инвалидов. Так в системе образования стал развиваться институт тьюторства. Создаются даже целые службы сопровождения в специальном образовании.
Тьютор – личный наставник, прикреплённый к конкретному ребёнку с ОВЗ, сопровождает его в процессе обучения и социализации. Тьютор анализирует возможности и потребности своего подопечного, составляет для него индивидуальный маршрут и образовательные программы инклюзивного образования. Этот специалист должен быть подготовлен к работе с детьми с различными нарушениями, в том числе с сочетанными патологиями речи, слуха, зрения, двигательного аппарата и др.
Инклюзивное образование ФГОС: подготовка педагогов
А. Общеобразовательные организации
Согласно концепции инклюзии, любой ребёнок, вне зависимости от особенностей развития, имеет право обучаться в ближайшей к своему дому школе. И школа должна обеспечить соответствующие условия для обучения и воспитания такого ребёнка. Это касается инфраструктуры, переквалификации кадров, привлечения дополнительных специалистов (таких как тьюторы, специальные психологи, медиаторы и др.).
В Академии есть курс, затрагивающий все ключевые вопросы организации образования лиц с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Несмотря на относительно малую продолжительность этой программы, она очень объёмна по содержанию. В процессе изучения четырёх модулей рассматриваются психофизиологические аспекты педагогики инклюзии и интеграции, личные качества педагога, возможности реализации инклюзивной модели в современной отечественной школе, управление инклюзивным образованием. Кроме того, Слушатели узнают больше о детях с особенностями, их психологии, видах дизонтогений, научатся понимать таких учеников.
Важно отметить, что развитие инклюзии как формы обучения детей с нарушенным здоровьем в «обычных» школах не означает закрытия коррекционных школ. Такие образовательные организации востребованы и в новых условиях. Инклюзивное образование в коррекционной школе также требует комплексного подхода во всех вопросах – от мебели и программного обеспечения образовательного процесса до компетенций педагогического состава.
Б. Дошкольные образовательные организации
До поступления в школу многие дети с ОВЗ посещают детские сады. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования здесь также реализуются инклюзивные модели. Разрабатываются адаптированные программы (АОП), учитывающие индивидуальные особенности дошкольников с нарушенным здоровьем, создаётся продуманная предметно-развивающая среда. Это способствует и воспитанию, и коррекции, и социализации с раннего возраста. Для подготовки кадров, способных реализовать инклюзию в ДОО, в Академии разработана программа курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию:
{program_slider_3}
В. Инклюзивное дополнительное образование, СПО и ВО лиц с ОВЗ
В мае 2017 г. в российский закон об образовании были внесены поправки, согласно которым педагогам СПО, ВО и дополнительного образования следует:
- понимать психофизические особенности, образовательные потребности и возможности инвалидов и «особых» обучающихся;
- уметь разрабатывать и реализовывать АОП;
- владеть технологиями обучения данного контингента лиц.
В Академии реализуется краткая программа (72 ч.), направленная на формирование всех указанных компетенций.
{program_slider_4}
Подготовка педагогов инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений деятельности ВГАППССС. Для просмотра всех реализуемых программ можно воспользоваться тегом «Инклюзивное образование: дистанционное обучение». Много интересных тематических курсов собрано по тегу «ОВЗ».
Разрабатываются и уже анонсированы на сайте курсы по неклассическим средствам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ (Палочки Кюизинера), психологическому сопровождению «особых» детей и семей, воспитывающих таких детей, и др.
Если вы не знаете, какую программу выбрать, позвоните в Приёмную комиссию ВГАППССС по номеру 8 (800) 550 74 37 и специалист поможет вам подобрать курс, соответствующий планам и запросам.
Уже решили, какая программа по инклюзивному образованию подходит для вашего повышения квалификации? Тогда заполните заявку непосредственно на странице программы, форма находится внизу после описания курса и учебного плана.
Будем рады видеть вас в числе Слушателей ВГАППССС!