Планируете учиться на Монтессори-педагога? Узнайте больше о том, как работает эта методика, как организовать развивающую среду, обеспечить детям максимум свободы и минимум вмешательства для гармоничного развития.
Педагогическая система, разработанная Марией Монтессори (1870–1952 гг.), основана на идее свободного воспитания. В 26 лет Монтессори стала одной из первых женщин-врачей в Италии, она занималась проблемами нервных болезней и умственной отсталости. Понимая важность не только медицинского, но и педагогического воздействия на «особых» детей, Монтессори разработала свой метод. Базой для него послужили идеи её учителей – французских врачей Итара и Сегена.
Метод оказался успешным – «необучаемые» дети освоили по методике Монтессори чтение, счёт и письмо. После этого в
В 1988 году ЮНЕСКО включило Марию Монтессори в список из четырёх педагогов, определивших ход педагогического мышления в ХХ веке. Детские сады и образовательные центры по всему миру активно применяют Монтессори-педагогику, развито это направление и в России.
Что такое Монтессори-педагогика?
Это – система саморазвития детей в специально организованной окружающей среде. В системе Монтессори нет места традиционной классно-урочной схеме работы. Процесс обучения уникален и построен на основе признания за каждым ребёнком:
- права на независимость в принятии решений;
- индивидуальный темп работы;
- самостоятельное получение знаний, умений и навыков.
Используются особые материалы – автодидактические, взаимодействуя с которыми ребёнок самообучается. Инициатива при этом за самим ребёнком. Педагог выступает в роли наблюдателя и помощника.
Как это работает: основные принципы
Согласно Монтессори, знания – это не обязанность, а право ребёнка. Ребёнок в этой системе развивается самостоятельно, в специально созданной развивающей среде. Пространство обустраивается таким образом, чтобы дети могли пользоваться всем без помощи взрослых: невысокая мебель, удобные бытовые принадлежности и, главное, дидактические материалы, расположенные не выше уровня глаз детей.
Главный принцип – отсутствие давление на ребёнка в воспитательном процессе. Дошкольник сам выбирает себе занятия. Такая избирательность и обеспечивает эффективность обучения ребенка. Взрослый понимает, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему базу для интересных занятий и помогает научиться её использовать.
Зоны развития
В классической Монтессори-педагогике в группе детей 3–6 лет выделяют специальные зоны:с распределением дидактического материала:
- Сенсорная.
- Математическая.
- Речевая.
- Зона естествознания (Космическая зона).
- Зона практической жизни.
Ребёнок приходит на занятие в помещение, где его окружают разнообразные предметы, материалы, игрушки. Ему предоставляется полная свобода выбора занятий. Это побуждает ребёнка делать осознанный выбор «С чем я хочу заниматься сейчас? Что мне нравится?» Умение выбирать – один из важнейших навыков человека. И качество выбора напрямую зависит от того, насколько он осознан. Именно осмысленный, целенаправленный выбор, основанный на чётком понимании себя, – одна из основных целей в Монтессори-методе.
Взаимодействие с материалами
Сначала педагог проводит «презентацию» для первого знакомства детей с материалами. Дети повторяют упражнения за педагогом или могут придумать свои собственные. Инициатива каждого ребёнка поощряется, и идеи поддерживаются.
Для работы в Монтессори-среде устанавливаются определённые правила, например, передвигаться не громко, не мешать другим детям, работать на ковриках, убирать за собой. Так дошкольники учатся порядку, ответственности за собственный выбор, организации рабочего места, получают первые социально-адаптивные навыки.
Контроль ошибок возможен и направлен на самостоятельный поиск решения ребёнком, развитие его поисковой активности, инициативности и повышение самооценки.
Монтессори – безоценочная система, здесь нет места критике и запретам. Благодаря отсутствию оценок со стороны взрослых дети учатся сами оценивать результаты своей деятельности, их мотивация лежит вне желания заслужить положительную оценку или страха отрицательной.
Соревновательный мотив отсутствует. Дети сравнивают себя с самими собой, а не с другими детьми, растут самодостаточными.
Узнать больше о традиционном подходе к концепции Монтессори и современном применении метода в российской практике вы можете на курсе:
Вы узнаете, как организовать предметно-пространственную среду в различных зонах по Монтессори, научитесь проводить презентацию упражнений и использовать Монтессори-материалы в работе с детьми 1–3, 3–7(8) лет.
Есть вопросы по программе, поступлению, обучению?
Звоните 8 (800) 550-74-37, пишите. Ждём вас в АНО ДПО «ВГАППССС»!