Елена Дугласовна Гершман, преподаватель психолого-педагогических дисциплин ВГАППССС, посетила семинар по развитию мелкой моторики и функциональности рук у детей и на конкретных примерах рассказала о современных методиках работы. Информация будет полезна для дошкольных педагогов и методистов ДОО, детских психологов, дефектологов, логопедов, а также родителей.
С 23 октября по 26 октября Мероприятие включало выступления спикеров и много практики: творческую мастерскую, упражнения, работу в различных творческих техниках, в том числе песочное рисование и эбру.
Е.Д. Гершман получила удостоверение по результатам прохождения семинара.
Тренировка социальной зоны руки
— Основной акцент на семинаре был сделан на развитии функциональности руки ребёнка и подготовки её к письму, — рассказывает Елена Дугласовна. — Все основные культурно-гигиенические навыки (шнуровка, застегивание пуговиц и т.д.) выполняются так называемой «социальной зоной руки», это кисть с тремя пальцами: большим, средним и указательным. Но формирование функциональности руки и развитие мелкой моторики происходит лишь в том случае, если в работе кисти принимают участие все пальцы ребёнка, в том числе безымянный и мизинец, а также возможно участие обеих рук — ведущей и не ведущей. Поэтому очень важно развивать с помощью пальчиковой гимнастики мелкую моторику руки правильно, с учетом анатомических, физиологических и психических процессов.
Пальчиковые игры: играем по правилам
Есть четкие правила составления пальчиковых игр, каждый принцип и условие должны соблюдаться. Вот эти правила:
- Применять в игре изолированные движения каждого пальчика и всех пальцев вместе;
- в ходе игры используется прием сжимания и разжимания пальцев;
- обязательно включать в процесс игры приёмы растягивания мелких мышц пальцев и кисти руки;
- в конце игры необходимо расслабление кисти рук.
Песочное рисование
Существуют специальные методики для «переноса» пальчиковых игр на песок. Вторая часть семинара была посвящена этому. Здесь есть два основных приёма — рисование на песке и рисование песком. В первом случае сначала песок на световом пространстве песочницы засыпан тонким слоем и пальчиками делаются отпечатки ладоней, линии, дорожки и др. Во втором случае — световой стол, наоборот, расчищается от песка и на него насыпаются детали рисунка, который потом также превращается в завершенную картину.
Эбру — рисование на воде
Очень интересной оказалась техника рисования эбру. С арабского «эбру» переводится как «воздушные облака». Узор наносится на специальную жидкость, краски для эбру также нужны особые. В этой технике получаются красивые абстракции, волнообразные асимметричные изображения. Жидкие краски легко растекаются по поверхности, а с помощью кистей, палочек и гребней ребёнок придает кругам на воде форму. С воды рисунок можно перенести на бумажный лист или другую поверхность. Занятия эбру способствуют не только развитию моторики рук, но и творческому самовыражению. Меня и всех участников семинара эта техника рисования очень увлекла
— Со Слушателями мне бы хотелось поделиться полученными знаниями в области развития мелкой моторики руки, а также техниками работы с пальчиковыми играми, играми с песком и другими материалами. Планирую серию вебинаров по этим техникам, а также подготовку программы ПК и семинар-практикум, — рассказала Е.Д. Гершман о дальнейших планах.