Лекции-провокации и работа с плагиатом: как к этому готовятся Слушатели?

25.05.2020

Лекции-провокации и работа с плагиатом: как к этому готовятся Слушатели?Ответы Слушателей АНО ДПО «ВГАППССС» на вопросы практических заданий часто представляют научный интерес и практическую ценность. Эксперт Академии Татьяна Николаевна Шайденкова, канд. пед. наук, доцент, отличник народного просвещения рассказала подробнее о работах в рамках программы «Педагог высшего образования».

Повышение профессиональной компетентности преподавателя вуза невозможно без освоения фундаментальных теоретических знаний, умений и навыков, с одной стороны, и способностью реализовывать их, с другой. Этому во многом способствует обучение по программе профессиональной переподготовки:

Шайденкова Т.НПо мнению Т. Н. Шайденковой (на фото справа), особая роль в дисциплинах программы принадлежит не только лекционным материалам, но и практическим заданиям, которые проверяются и оцениваются преподавателем с соответствующими комментариями, поскольку эти задания:

  • чаще всего бывают проблемно-поискового, творческого характера;
  • направлены на более прочное и осмысленное усвоение теоретического материала изучаемых курсов;
  • способствуют формированию профессиональных педагогических умений. 

Многие Слушатели обнаруживают готовность действенного применения знаний в процессе изучения дисциплин этой программы для поиска нестандартного выхода из предложенных в заданиях педагогических ситуаций.

Как провести лекцию-провокацию?

Самофалова Лариса ВалентиновнаВыполняя практическое задание по дисциплине «Основы дидактики высшей школы», связанное с анализом ситуации подготовки и проведения преподавателем лекции-провокации, Самофалова Лариса Валентиновна, старший преподаватель Волгоградского государственного технического университета (на фото слева), свой ответ на вопрос «Какие методические ошибки были допущены преподавателем при подготовке и проведении лекции-провокации?» выстроила в виде чёткого, обоснованного объяснения последовательности необходимых действий преподавателя на каждом этапе:

  • подготовка к лекции-провокации;
  • проведение лекции;
  • особенности заключительной части лекции, предусматривающей совместную аналитическую работу преподавателя и студентов над выделенными ошибками.

«Во-первых, лекция-провокация может быть применена только на старших курсах, когда студенты достаточно теоретически подготовлены. Студенты, заранее зная о запланированных ошибках, должны выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию. Во-вторых, сам преподаватель должен был заранее занести на отдельный плакат список таких ошибок, показав его студентам обратной стороной, чего он не сделал».

Далее Слушатель показывает специфику организационного момента такой лекции и её основной части: «Главной особенностью лекции-провокации является то, что преподаватель во вступительной части должен был объявить тему лекции и сообщить о наличии ошибок в излагаемом материале (число ошибок не называется), но этот основной момент лектором был упущен. Задача студентов заключалась в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце занятия, для чего преподаватель должен был отвести специальное время».

Подытоживая свой ответ, Л. В. Самофалова делает точный вывод не только о допущенных преподавателем методических ошибках, которые существенно повлияют на точность восприятия и осмысления студентами содержания лекции, но и подчёркивает, что «лекция-провокация не выполнила свои функции: стимулирующую, диагностическую и контролирующую». Такой подход к выполнению задания показывает умение Слушателя самостоятельно анализировать и оценивать информацию для интерпретации и объяснения действий преподавателя в предложенной ситуации.

Что делать, если работа студента – копия работы другого?

В задании, предполагающем анализ взаимодействия преподавателя со студентами в образовательном процессе и проработку разных моделей поведения преподавателя, ответ Самофаловой Л. В. также интересен. Слушательница предлагает такие варианты поведения преподавателя при обнаружении одинаковых работ:

«1. Следует проверить работу на плагиат – возможно, она уже имеет своего автора. Если это так, то аннулировать обе работы.2. Провести опрос каждого по данной работе на выявление её авторства и зачесть только работу автора, другую – аннулировать.3. Каждому дать задание в дополнение к данной работе – продолжить развитие мысли оригинального нестандартного решения, предложить возможные другие решения».

Обосновывая педагогическую целесообразность таких действий, Самофалова Л. В. подчёркивает:

«На мой взгляд, наиболее удачен третий вариант. В этом случае сразу будет понятно, кто истинный автор работы или это всё-таки плагиат со стороны обоих студентов. В последнем случае следует провести разъяснительную работу и выдать другое задание обоим». В этих рассуждениях Слушатель демонстрирует гибкость и в то же время доказательность своей позиции.

Таким образом, в процессе обучения по программе переподготовки преподавателей высшего образования, Слушатели развивают свою индивидуальность в профессии, стремятся внести в неё творческий вклад. Такой подход свидетельствует о возрастающем профессионализме педагогов высшей школы.

Т. Н. Шайденкова

Подберем программу для Вас!

Внимание! Сотрудники академии работают дистанционно без выходных!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Сотрудники академии работают дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты
г. Волгоград, ул. Канунникова, 6

8 (800) 550-74-37, 8 (8442) 20-10-09

Карта сайта


наверх

Все вебинары записаны в рамках обучающих программ

Давайте подберем Вам программу?

Отправляя форму, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Спасибо!
Ваша заявка принята