Что ожидает воспитателя детского сада на старте работы? Чему нужно научить ребенка к окончанию подготовительной группы?

13.04.2020
Можно ли стать воспитателем в детском саду без педагогического образования?

В России сейчас около 43 000 детских садов, причем в рамках мер по улучшению демографии и поддержке семей с детьми каждый год открываются новые ДОУ. В них постоянно требуются воспитатели. Но чтобы успешно начать карьеру в этой перспективной сфере, нужно получить специальное образование и учесть опыт коллег — мы расскажем о сложностях, с которыми чаще всего сталкиваются новички, чтобы вам было легче избежать ошибок.

Можно ли стать воспитателем в детском саду без педагогического образования?

По профстандарту «Педагог» работать без педагогического образования в ДОУ можно, если специалист имеет диплом любого вуза, колледжа или техникума и получил квалификацию воспитателя на курсах переподготовки в лицензированном учреждении дополнительного профессионального образования.

Где можно пройти курсы профпереподготовки на воспитателя? Где и кем можно работать с таким дипломом?

Пройти дистанционную* профессиональную переподготовку для работы в дошкольном образовании можно в АНО ДПО «ВГАППССС». Вот самые популярные среди наших Слушателей программы этого направления:

  • Этот курс рассчитан на 620 часов – 5 месяцев. Вы познакомитесь с теорией и методикой дошкольного образования, психологией детей дошкольного возраста, организацией работы ДОУ с учетом требований ФГОС ДО, отдельными видами деятельности воспитанников в детском саду (игрой, речевым, познавательным, физическим, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным развитием). Окончив этот курс, вы сможете работать в коммерческих и государственных детских садах, центрах развития, детских домах, летних лагерях, развлекательных учреждениях и других организациях, которые организуют пребывание, обучение, воспитание, досуг детей в возрасте до 7 лет.

  • Этот курс в два раза длиннее – на получение сразу двух квалификаций у вас уйдет 1100 часов или 10 месяцев. Вы научитесь работать не только с дошкольниками, но и с учениками начальных классов. Учебный план программы подробно освещает обещпрофессиональные темы (педагогику, психологию, теорию и методику воспитания, возрастную анатомию, физиологию и гигиену и т. д.), знакомит с организацией деятельности воспитателя и учителя начальной школы с учетом требований ФГОС ДО и ФГОС НОО. Окончив курсы, вы сможете устроиться как в школу, так и в детский сад. Причем в обоих случаях ваша работа будет более эффективной. В ДОУ вы сможете лучше подготовить детей к поступлению в первый класс, а в школе поможете вчерашним детсадовцам быстрее адаптироваться к новой обстановке. Умение работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста также позволит вам построить карьеру в области предшкольной подготовки.

Что входит в обязанности воспитателя в ДОУ? Должностная инструкция специалиста

Если вы будете работать воспитателем в детском саду, вам предстоит решать ряд задач, в том числе:

  • Организовывать различные виды деятельности детей, которые способствуют их развитию, обучению и воспитанию: познавательную игровую, трудовую, спортивную, художественную и т. д. Все занятия проводятся по программе, разработанной с учетом требований ФГОС ДО.
  • Организовывать пребывание ребенка в ДОУ: гигиенические процедуры, питание, прогулки, сон и т. д., детские игры и праздничные мероприятия
  • Формировать и развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, инициативу, творческие способности, коммуникативные навыки, понятия о морали и нравственности, гражданское самосознание, культуру здорового образа жизни.
  • Наблюдать за поведением детей и корректировать его.
  • Обеспечивать безопасность образовательной среды.
  • Взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей, консультировать их по вопросам воспитания и развития ребенка в семье.
  • Участвовать в методической работе ДОУ.
  • Поддерживать порядок в группе, оформлять ее к праздникам и мероприятиям, обновлять информационные стенды.
  • Вести внутреннюю документацию: планы образовательно-воспитательной работы, конспекты занятий и мероприятий, карты наблюдения за развитием детей и т. д.
  • Проводить самодиагностику показателей своей работы, в том числе путем заполнения оценочных листов и карт для старших и рядовых воспитателей, их помощников.

Что должен знать и уметь ребенок подготовительной группы?

Подготовительная группа – это последняя ступень дошкольной стадии образования. В ФГОС ДО указано, что к 6-7 годам дети, посещающие детский сад, должны:

  • владеть разными способами деятельности (общение, игра, познание мира, конструирование и т. д.) и проявлять в них самостоятельность и инициативу;
  • уметь принимать решения, опираясь на собственный опыт;
  • уметь самостоятельно выбирать себе занятия и привлекать к ним других детей и взрослых;
  • активно общаться со взрослыми и сверстниками, участвовать в коллективных видах деятельности;
  • владеть устной речью: выражать словами свои мысли, чувства и желания, вести диалог, выделять в словах отдельные звуки;
  • иметь развитую мелкую и крупную моторику;
  • быть физически развитым и выносливым, способным управлять своими движениями и контролировать их;
  • уметь проявлять свои чувства и контролировать их;
  • использовать в разных видах деятельности творческое воображение, но при этом отличать условные ситуации от реальных;
  • следовать установленным правилам и социальным нормам, быть способными к волевым усилиям;
  • соблюдать базовые правила здорового образа жизни и основ  безопасности поведения (выполнять гигиенические процедуры, различать сигналы светофора и т. д.);
  • проявить любознательность – задавать вопросы, пытаться найти причинно-следственные связи явлений окружающего мира и объяснить их, стремиться к наблюдениям, экспериментам;
  • обладать начальными знаниями о самом себе, о природе, обществе;
  • иметь базовые представления в области естествознания, математики, истории и других сфер знаний;
  • знать произведения детской художественной литературы.

К чему нужно быть готовым начинающему воспитателю?

  • Несоответствие представлений о работе с реальностью. Например, молодые воспитатели часто хотят придерживаться демократичного подхода к воспитанию, но устроившись в первый детский сад, понимают, что с маленькими детьми невозможно обойтись без четких правил, ограничений и запретов. Чтобы избежать разочарований, стоит поговорить с опытными коллегами, попросить их пригласить вас на занятия, прогулку, мероприятие, чтобы вы увидели реальную работу с дошкольниками.
  • Большие объемы работы в режиме нон-стоп. Воспитателю всегда нужно быть начеку, ведь на нем лежит огромная ответственность за здоровье и жизнь детей. Если кто-то из персонала ДОУ заболел или отпросился, вместо одной смены (5-6 часов) специалисту приходится работать 2 смены (10-12 часов). Часто группы переполнены, и один воспитатель ведет 30 и более детей. В таких условиях важно установить для воспитанников четкие правила поведения, выделить детей, за которыми нужен особенный контроль (например, гиперактивных). Не стоит отказываться от помощи. Сами дети могут значительно облегчить труд воспитателя, если будут сообщать ему обо всех возникающих проблемах – что Сережа испачкался, Нина плачет за беседкой, а Маше на полднике не хватило яблока. Если планируется посетить какое-то мероприятие за пределами детского сада (поход, экскурсию и т. д.), необходимо привлекать к организации коллег и родителей.
  • Наличие в группе детей с ОВЗ, тревожных, гиперактивных, педагогически запущенных малышей и других воспитанников, которым нужно уделять большое внимание без ущерба другим детям. Эту проблему можно решить, если научиться правильной организации работы с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями. Например, можно пройти программу повышения квалификации:

  • Необходимость завоевывать авторитет как среди детей, так и среди более опытных коллег, родителей воспитанников. Уважение не приходит к начинающему специалисту сразу, для этого нужно время. Чтобы стать авторитетом для детей, родителей, коллег, будьте вежливы, доброжелательны, открыты к общению, но в то же время старайтесь отстаивать свою точку зрения, если уверены в ее правильности. Не пытайтесь подстраиваться под других во что бы то ни стало. Стремитесь к профессиональному развитию, не бойтесь просить помощи, когда это нужно.
  • Эмоциональное выгорание из-за перегрузки и постоянного стресса. Главная причина, из-за которой специалист теряет интерес к профессии, – это рутина. Старайтесь сделать свою работу разнообразной – пробуйте с детьми нестандартные виды деятельности (например, для подготовительной группы воспитатель ДОУ можно найти каталоги деловых игр), отслеживайте новинки детской литературы и мультипликации, участвуйте в профессиональных конкурсах и конференциях, общайтесь с коллегами в интернете. И, конечно же, не забывайте полноценно отдыхать.

Советы молодому воспитателю детского сада

  1. Где можно пройти курсы профпереподготовки на воспитателя?Не будьте многословными. Примерно 80% информации дети воспринимают не через смысл слов, а через интонацию, мимику, жесты, позы и т. д.
  2. Обращайтесь к конкретному ребенку. Дошкольники, особенно в возрасте до 3 лет, часто не воспринимают общие рекомендации и просьбы. Поэтому если воспитанник вас не слышит, просто прикоснитесь к нему, назовите по имени и повторите свое обращение.
  3. Не сравнивайте детей друг с другом, особенно явно: «Он хороший, а ты плохой». В большинстве случаев это не стимулирует малыша равняется на товарища, а вызывает обратный эффект. У ребенка снижается самооценка, он расстраивается, злится на воспитателя, начинает испытывать негативные эмоции к тому, с кем его сравнили.
  4. Хвалите воспитанников за хорошее поведение, проявление инициативы, помощь взрослым и детям и т. д. В отличие от замечаний похвала подбадривает ребенка и стимулирует его к развитию, работе над собой. При этом нужно помнить, что хвалить детей можно и наедине, и при всех. А вот замечания делают только без свидетелей.
  5. Убеждайте детей, что хорошие качества в них уже есть, нужно только проявить их. Например, если малыш не может понять правила игры, вы можете сказать: «Ты же такой сообразительный, давай еще раз повторим, что нужно сделать, и у тебя сразу все получится».
  6.  Называйте детей по именам. Причем обязательно уточняйте, какой вариант им больше нравится. Одна Елена привыкла дома быть Аленой, а другая отзывается только на Лену и расстраивается, когда ее называют «чужим» именем.
  7. Будьте для детей примером. В дошкольном возрасте взрослые для детей – непререкаемый авторитет, которому хочется подражать. Поэтому будьте справедливыми, вежливыми, говорите грамотно и понятно.
  8. Не кричите и не приучайте к этому детей. Установите правило, что даже на игровой площадке нельзя разговаривать слишком громко – если кто-то не слышит, нужно подойти к нему и повторить просьбу или вопрос, не повышая голос.
  9. Прививайте детям любовь к искусству, родной речи. Для этого как можно чаще используйте в речи поговорки и пословицы, красивые фразы и объясняйте их смысл. Читайте детям стихи, пересказывайте любимые книги, показывайте картины.
  10.  Вместо наказания предлагайте расшалившемуся ребенку отдохнуть, успокоиться и побыть одному.
  11. По возможности переводите конфликтные ситуации в шутку, используйте добрый юмор как лекарство от плохого настроения, расстройства и обиды.

Начинающие воспитатели проходят в ДОУ практически такую же сложную адаптацию, как дети. Но если не сдаться и преодолеть все трудности первых месяцев работы, можно обрести по-настоящему любимую, полезную и перспективную профессию.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Подберем программу для Вас!

Внимание! Сотрудники академии работают дистанционно без выходных!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Сотрудники академии работают дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты
г. Волгоград, ул. Канунникова, 6

8 (800) 550-74-37, 8 (8442) 20-10-09

Карта сайта


наверх

Все вебинары записаны в рамках обучающих программ

Давайте подберем Вам программу?

Отправляя форму, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Спасибо!
Ваша заявка принята