Преподаватель кафедры психологии и педагогики образования Т.Н. Шайденкова приняла участие в III международной конференции в РУДН (Москва), опубликовала статью в сборнике и рассказала о прошедшем мероприятии.
Конференция состоялась 6–7 апреля. Преподаватель Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, к. п. н., доцент Шайденкова Татьяна Николаевна стала участником пленарного и секционных заседаний.
Всего в научном мероприятии приняли участие более 150 человек из РФ и ещё пяти стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе 40 докторов наук и 62 кандидата наук.
Пленарное заседание открыл директор института коррекционной педагогики РАО, д. п. н. Малофеев Н.Н. докладом об образовательных потребностях учащихся с ОВЗ, их родителей и педагогов.
На секционных заседаниях обсуждались актуальные темы психологии, новаторские педагогические технологии. Были раскрыты вопросы развития и реабилитации ребёнка после оказания высокотехнологичной медицинской помощи (на примере детей с кохлеарными имплантами).
– Интересен новый подход к реабилитации детей после кохлеарной имплантации, – рассказывает Т.Н. Шайденкова. – Такой имплант заменяет слуховые рецепторы в организме человека. Цель реабилитации – перевод ребёнка на путь развития слышащего, спонтанного освоения речи в естественной коммуникации. Генеральный принцип реабилитации – повторное проживание на новой сенсорной основе ребёнком и его семьёй тех стадий раннего онтогенеза, что уже были прожиты в условиях глухоты. Этот подход основан на современных представлениях отечественной научной школы специальной психологии и педагогики о развитии ребёнка раннего возраста, о роли взаимодействия с близкими для запуска нормального психического развития ребёнка.
Как специалиста в области педагогики, преподавателя ВГАППССС заинтересовал доклад профессора Лельчицкого И.Д. о стратегиях для современного педагога. Посредством ретроспективного анализа с позиций исследований таких выдающихся педагогов прошлого, как И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.И. Гессен, психолога М.М. Рубинштейна и др., был обоснован ряд аксиостратегий для учителя:
- Педагогическая современность образовательного пространства школы, подчёркивающая необходимость соответствия учителя контексту переживаемой им эпохи;
- Педагогическая встреча как способность учителя «раскрывать души воспитанников»;
- Педагогическая любовь как готовность учителя понимать и принимать своих учеников в их достижениях и затруднениях;
- Педагогическая совесть, то есть исходящая от учителя весть должна быть услышана и принята учеником и стать их совместной вестью или совестью.
– Доклад Лельчицкого полезен тем, что его содержание позволило мне осмыслить новые, современные и неординарные подходы к совершенствованию контента дисциплины «История педагогики», – делится Татьяна Николаевна.
Перспективными в научном и практическом отношении Шайденкова считает выступления, затрагивающие вопросы подготовки педагогов в системе дополнительного образования взрослых:
– Эти выступления значимы для меня как разработчика содержания курсов повышения квалификации «Современные образовательные и воспитательные технологии в системе высшего образования в условиях ФГОС ВО», «Практика применения интерактивных методов в образовательном процессе школы как условие реализации ФГОС». Я познакомилась со спецификой использования в практике обучения взрослых некоторых современных авторских технологий (например, технологии «Инкрементализм», «Образовательный ретренинг»), что способствует не только расширению собственного педагогического кругозора, но и возможности включения новых образовательных технологий в содержание данных курсов.
Участие преподавателя Волгоградской академии в конференции открыло новые возможности более полного и глубокого понимания характерных для нашего времени психологических и педагогических проблем, перспектив дальнейшего их исследования и творческого решения. По итогам конференции издан сборник научных трудов, в котором опубликована статья Т.Н. Шайденковой на тему социального партнёрства школы и семьи в сфере воспитания.