Как с помощью игр и сказок учить детей читать, развивать их интеллектуальные и творческие способности? Это возможно с методикой В. В. Воскобовича. Эксперт АНО ДПО «ВГАППССС» Гершман Елена Дугласовна рассказывает о методике, оборудовании, предлагает 10 заданий и несколько сценариев игр.
Вячеслав Вадимович Воскобович – автор уникальной запатентованной методики развития детей дошкольного возраста, создатель универсальных, предметных и конструктивных игр и пособий, повсеместно применяемых в детских садах России.
Основой методики служит ведущая деятельность дошкольника – игра. В непринуждённой интеллектуально-творческой атмосфере игр и сказок ребёнок легко учится читать, считать, анализировать, различать цвета и т.д.
► В АНО ДПО «ВГАППССС» с разрешения В. В. Воскобовича разработана программа:
Материалы и оборудование для обучения чтению по данной методике
«Теремки» В. Воскобовича
- Это – наиболее распространённое, простое и эффективное игровое пособие. Кубики с нарисованными на гранях гласными буквами плюс теремок – квадратная коробочка с согласными буквами и окошками на гранях. Вложив кубик в теремок, можно получить слог. Составив несколько теремков – слово.
«Коврограф Ларчик»
- Коврограф представляет собой игровое поле из ковролина и наглядный материал: забавные буквы и цифры, верёвочки разных цветов, геометрические фигуры и др. Занятия с Ларчиком интересны и полезны детям 2–7 лет, обеспечивают всестороннее развитие: сенсорное, логическое, творческое.
«Складушки»
- Это книжка из 22 страниц с картинками и песенками, с персонажами сказок. Дополнена диском с авторским исполнением «складушек». Читая стихи и распевая песенки, ребёнок знакомится с гласными и согласными буквами, слогами, учится читать.
Как организовать занятие с детьми дошкольного возраста по технологии В. В. Воскобовича
► Какие задания предложить ребёнку? Рассмотрим 10 примеров на основе пособия «Коврограф Ларчик» с детьми 4–6 лет. На поле коврографа нанесено изображение сетки. Это помогает детям ориентироваться в пространстве, строить геометрические фигуры, понимать расположение объектов, видеть симметрию и др. Верёвочками разных цветов (в комплекте) можно играть – создавать узоры, фигуры, соединять слоги...
- Соедини дорожки от домика Дольки к домику Незримки и прогуляйся по ней пальчиком.
- Поставь точки симметрично моим и соедини верёвочкой – получится картинка (образ).
- Подели верёвочки по клеткам коврографа – одну на 1 и 9 клеток, другую – на 2 и 8.
- Разложи карандаши по коробочкам, длинные в одну, а короткие – в другую.
- Выложи прямую линию из верёвочки, ломаную, кривую (по деталям пособия).
- Выложи дорожки разной длины, а потом сделай их все одинаковыми.
- Помоги Лопушку собрать грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, а четвёртый?
- Преврати прямоугольник в чашку с блюдцем. А во что можно превратить овал?
- Давай отыщем клад: пойдём три клетки вправо, две вверх…
- Найди путь от Лапушка к мальчику Гео, распутав верёвочки, но только, чур, с закрытыми глазами.
Сценарии игр Воскобовича
«Бусы»
Модница Фифа так любила свои цветные бусики на двух нитях. Но как-то раз одна из нитей порвалась, бусинки рассыпались и Фифа стала их скорее собирать. На коврографе выложены группы шариков-«бусин» в ряд. От группы к группе шариков всё больше – 1, 2,3,4… Это – нитка бус. Детям следует прикрепить аналогичное количество шариков – собрать «рассыпанные» бусы.
«Гномики-малыши»
Дидактический комплект игры включает семь гномиков. Детям очень нравятся эти персонажи с необычными именами: Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый. С ними можно организовать множество интересных игр. Фифа предлагает поиграть детям: у кого одежда по цвету совпадёт с колпачком гнома, то превращается в этого гнома. Дети ищут у себя и других разные цвета: к одежде красного цвета крепится картинка Кохле, синего – Селе и т.д. Так в игре запоминаются цвета.
«Кто спрятался?»
Семеро гномов в разноцветных колпачках решили поиграть с Лопушком в прятки на полянке. Педагог раскладывает карточки-гномов на коврографе. По считалке дети закрывают глаза. Взрослый перемешивает карточки, убирает одну из них. Кто из гномов спрятался?
Возможности методики В. В. Воскобовича
Играя в игры Воскобовича, дошкольники не только учатся читать, но и:
- изучают формы:
- различают размеры;
- запоминают цвета;
- классифицируют объекты (животные, одежда, транспорт и т.д.);
- считают;
- чертят и рисуют;
- конструируют;
- моделируют объекты;
- развивают мелкую моторику;
- находят свойства и отличия;
- фантазируют и сочиняют,
- а самое главное – весело и увлечённо играют!
*Источник изображений материалов и оборудования – официальный сайт https://geokont.ru