Сейчас уже недостаточно обучиться педагогике начального образования в вузе и каждый год использовать одну и ту же программу работы с детьми. Появляются новые методики, меняются требования, коррективы вносит ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Поэтому, чтобы работать эффективнее и следовать требованиям, педагогу приходится регулярно учиться — проходить курсы переподготовки, посещать конференции, обмениваться опытом с коллегами.
Мы в АНО ДПО «ВГАППССС» преподаем курсы по педагогике и методике начального образования. На них вам расскажут всё, что необходимо знать о работе с младшеклассниками. В статье же мы разберем лишь несколько важных моментов.
Возрастные особенности учеников младших классов
В программе «Педагогика начального образования» им уделяется много внимания, поэтому пройдемся по основным нюансам, о которых нужно помнить педагогу:
- Для младшеклассника очень важно мнение значимых взрослых, а учитель, как правило, входит в их число. У ребенка еще не полностью сформирована система самооценки, и он судит о себе и своих достижениях по словам взрослых. Будьте осторожны в оценках и тщательно выбирайте фразы, чтобы не сформировать у ребенка установку «я глупый» или «я плохой, у меня ничего не получается».
- Ученики младших классов замечают все, что происходит вокруг, и впитывают информацию, словно губка. В их присутствии нужно вести себя корректно как со школьниками, так и с родителями, коллегами и пр. Уделяйте внимание своему внешнему виду и манере поведения.
- Детям бывает сложно сказать о проблеме и тем более понять и объяснить, в чем она заключается. Будьте внимательны к ученикам. Если возникает сложная ситуация, поговорите с родителями и/или школьным психологом.
Показывайте на своем примере, что учиться, читать, интересоваться искусством — это здорово!
Эффективные приемы обучения детей
Программа обучения в школах подчиняется требованиям ФГОС. В частности, согласно новым стандартам, акцент нужно сместить с пассивного изучения материала, когда школьник читает учебник и слушает преподавателя, на активное — когда дети работают в парах и в группах, играют, рисуют, говорят.
В рамках этих изменений преподаватели стали часто использовать игровой метод. Он идеально подходит для первоклассников, поскольку помогает им постепенно и без стресса переключиться с привычных игр на школьное обучение. Есть много приемов в рамках этого метода:
- Учитель предлагает детям пофантазировать на тему «а что, если бы...»
- Ученики разгадывают загадки — индивидуально, группами, либо обсуждают задачки все вместе и стараются найти ответ.
- Педагог дает ребенку поручение. Часто в уроке «участвует» игрушка: например, школьника просят помочь кукле правильно разложить карточки.
- Учитель и дети обсуждают произведение, «беседуя» с персонажами. Второй вариант — педагог рассказывает историю, в которой участвуют знакомые детям сказочные персонажи или игрушки, а школьники дополняют рассказ или отвечают на вопросы.
- Дети отправляются «в путешествие». Оно может быть реальным (прогулка, экскурсия, пикник) или воображаемым (например, «поездка в страну знаний»)
Широко используются групповые формы работы, что также соответствует требованиям ФГОС. Благодаря им дети учатся работать самостоятельно и взаимодействовать с одноклассниками, самостоятельно оценивать результаты своей и чужой работы, поддерживать диалог и принимать критику в свой адрес.
Совместная работа родителей и учителя
Обучение младшеклассника должно выходить за пределы учебного кабинета, особенно если речь идет об учениках первого класса, которые еще не привыкли к школе. Именно поэтому программа переподготовки по специальности «Педагогика и методика начального образования» включает в себя обучение внеклассной работе.
Но и этого недостаточно — важно, чтобы ребенку помогали родители. И учитель может объяснить им, как это делать.
Детские игры нужно постепенно переводить в «школьное русло», делать акцент на занятиях, которые требуют усидчивости и концентрации внимания. Хороший вариант — конструкторы и настольные игры.
Важно понемногу учить ребенка планировать свой день. Учитель может в этом помочь. Но только родителям под силу проконтролировать, удается ли ребенку следовать графику и правильно рассчитывать, сколько времени уйдет на уроки, а сколько — на мытье посуды.
Необходимо, чтобы педагог и родители не расходились во мнениях по важным вопросам! Если в школе ребенку говорят одно, а дома совсем другое, это может плохо сказаться на обучении и поведении. Задача учителя, который столкнулся с такой проблемой — обсудить вопрос с родителями лично, не в присутствии ученика.
Где пройти обучение?
В АНО ДПО «ВГАППССС» есть несколько программ для учителей начальных классов. Выбор во многом зависит от вашей специальности. Если вы хотите освоить новую профессию, достаточно получить ДПО (дополнительное профессиональное образование) в рамках переподготовки. Притом вы можете выбрать более широкую специализацию и в рамках заочного обучения получить сразу две квалификации: учителя начальных классов и воспитателя детей дошкольного возраста.
Если вы уже работаете с детьми, но хотите углубить знания в этой области или изучить новые методики, пройдите курсы повышения квалификации. Они позволят, например, научиться оказывать первую помощь, корректировать уровень успеваемости в соответствии с требованиями ФГОС, выявлять и устранять нарушения письма. Изучите список программ дистанционного* обучения и выберите подходящую!
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий