Первые годы жизни имеют важное значение для дальнейшего роста и развития ребенка. Особенно это касается тех детей, у которых есть различные проблемы со здоровьем. Чем раньше скорректировать выявленные отклонения, тем больше шансов, что они не перерастут в стойкие нарушения.
Это касается различных сфер развития, в том числе и речевой. Предотвратить возможные нарушения речевых функций помогает превентивный логопед. Разберемся, что это за специалист, с какими группами детей он работает и где получить необходимые для практики знания.
Содержание статьи:
- Кто такой превентивный логопед
- С какими детьми работает специалист
- Как строится работа превентивного логопеда
- Где получить необходимые для работы знания
Кто такой превентивный логопед
Термин «превентивный» в переводе с латинского означает «опережающий, профилактический, предупреждающий». Соответственно, деятельность превентивного логопеда направлена на раннюю диагностику и комплексную профилактику возможных нарушений речевого развития ребенка с первых лет жизни.
Занятия со специалистом помогут не только скорректировать уже имеющиеся нарушения, но и предупредить появления новых. Это позволит ребенку достичь более высокого уровня общего развития, в том числе и речевого.
С какими детьми работает специалист
Подопечные превентивного логопеда — малыши с рождения и до трех лет из группы риска. В эту группу включают детей, которые во время внутриутробного развития, в процессе родов или ранней жизни столкнулись с различными негативными факторами, влияющими на их дальнейшее развитие.
К таким факторам относятся:
- внутриутробная гипоксия,
- перинатальное поражение центральной нервной системы,
- недоношенность,
- патологические роды,
- пороки развития,
- инфекционные заболевания и другие.
Задача превентивного логопеда — выявить нарушения в моторном, сенсорном, эмоциональном либо поведенческом поведении ребенка и скорректировать их.
Но и сами родители должны обращать внимание на то, как их малыш общается с окружающим миром.
В каких случаях стоит «бить тревогу» и обратиться за консультацией к неврологу либо логопеду?
В период доречевого развития, от рождения и до года, если ребенок:
- в один месяц не кричит перед кормлением;
- не улыбается в возрасте четырех месяцев;
- не лопочет в 3–6 месяцев;
- в полгода не произносит повторяющиеся слоги;
- в 9–11 месяцев не подражает в произношении взрослым;
- не произносит отдельные слова к концу первого года жизни.
Если на этапе речевого развития от года и до трех лет малыш:
- не произносит отдельные слова;
- не понимает обращенную к нему речь;
- не воспринимает жесты и мимику;
- не делает самостоятельных попыток общения с окружающими.
Как строится работа превентивного логопеда
Работа специалиста с детьми из группы риска начинается с диагностики. Логопед изучает анамнез своего подопечного, собирает информацию о его развитии и семейной истории, проводит динамическое наблюдение за состоянием речи ребенка.
Это позволяет выявить потенциальные проблемы и определить, как будут проводиться дальнейшие занятия.
После обследования специалист разрабатывает план коррекционно-развивающих занятий в зависимости от возраста и различных вариантов нарушений развития ребенка — интеллектуальные особенности, проблемы со зрением или слухом, ДЦП, синдром Дауна, аутизм и другие.
Превентивное логопедическое воздействие включает в себя занятия, направленные на:
- Развитие дыхания. Специалист учит ребенка различать ротовой и носовой вдох/выдох, формировать воздушную струю.
- Становление голоса. В ходе специальных игр и упражнений малыш учится пользоваться своим голосом, развивает интонацию и выразительность, плавность речи.
- Формирование ритмико-мелодической стороны речи. Логопед обучает подопечного проговаривать звуки и слова с изменением тембра и интонации.
- Развитие слухового внимания. Малыш учится реагировать на свое имя, определять расстояние до источника звука, узнавать неречевые звуки — гул машины, лай собаки, музыку и другие.
- Развитие речевого слуха. Специалист проводит занятия, которые помогают ребенку различать мужские и женские, детские и взрослые голоса, их интонацию.
- Подготовка артикуляционного аппарата. Работа включает в себя включают в себя упражнения на развитие мышц рта, губ, языка и мягкого неба, логомассаж.
- Формирование активной речи. В процессе занятий логопед ведет с ребенком диалог, задает вопросы, объясняет те или иные действия — зачем умываться, чистить зубы, надевать пальто и т.д.
- Развитие моторики. Включает пальчиковую гимнастику, игры с конструктором, пирамидками и пластилином.
Где получить необходимые для работы знания
Хотели бы оказывать логопедическую помощь малышам с особенностями развития? Если у вас уже есть диплом вуза, вы можете освоить профессию превентивный логопед за максимально короткий срок и в комфортных условиях.
В нашей Академии вам будут доступны следующие программы:
- «Превентивная логопедия. Организация и содержание логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста».
- «Учитель-логопед и логопед по работе с детьми раннего возраста. Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации. Превентивная логопедия».
Учеба проходит полностью удаленно и ее можно совмещать с вашей основной работой.
По окончании выдается диплом о профессиональное переподготовке Академии с государственной лицензией.