Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста направлено на то, чтобы каждый ребенок учился чувствовать красоту и мог творить ее сам. Он начинает понимать, что значит «красивый интерьер», какие предметы одежды друг с другом сочетаются и пр. Также дети учатся выражать мысли и эмоции через рисунки, фигурки из пластилина и другие поделки.Задача педагога — помочь ребенку увидеть и глубоко прочувствовать красоту. Мы объясним, как это сделать, и расскажем, какие требования в этой сфере устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Что такое художественно-эстетическое развитие?
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира. Эстетическое развитие ребенка позволяет сформировать творческие и культурные ценности. Художественное развитие ребенка способствует формированию начальных представлений о различных видах искусства, например, о музыке, художественной литературе, фольклоре.
Художественное-эстетическое развитие по ФГОС в ДОУ
Требования государственного стандарта строго соблюдаются в большинстве детских садов, включая частные. Если вы планируете работать в одном из них, обязательно изучите ФГОС.
Упрощенно реализация художественно-эстетического развития детей выглядит так:
- Педагог выбирает подходящие темы занятий. Он учитывает возраст детей (в младших и старших группах проводят разные занятия — об этом мы детально расскажем ниже), их способности и знания, уровень нагрузки. Каждый раз он решает, какие формы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста подойдут для достижения целей. План может быть гибким: воспитатель корректирует его с учетом успешности проведенных занятий.
- Педагог формулирует тему занятия, а затем ставит цели. Они могут быть как конкретными (научиться рисовать круг), так и развивающими («включить» воображение). При этом познавательное и художественно-эстетическое развитие детей могут сочетаться: педагог объясняет разницу между геометрическими фигурами, а затем учит их чертить.
- Воспитатель составляет список задач для себя: например, подобрать инструменты для занятия (это может быть пластилин, ножницы и бумага, карандаши), проанализировать реакцию детей на задание, убедиться, что обстановка в группе способствовала сохранению здоровья ребят.
- Педагог проверяет, как дети справились с заданием. Например, если ребенок должен был нарисовать животное, нужно проверить, соответствует ли рисунок заданию, как использовано пространство, как рисунок расположен на плоскости, соразмерны ли части тела зверя, какие цвета выбрал ученик и пр.
В АНО ДПО «ВГАППССС» есть отдельная программа повышения квалификации для тех педагогов, кто хочет детально изучить требования ФГОС к художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного образования. Пройдите ее, если вам нужно углубить свои знания в этой сфере:
Также приглашаем ознакомиться с другими онлайн-курсами повышения квалификации в сфере дошкольного образования.
➥ Если вы не педагог, но хотите получить эту профессию , пройдя обучение заочно, просмотрите полный список курсов и обратите особое внимание на программы профессиональной переподготовки.
Художественно-эстетическое развитие детей младшей группы детского сада
Детей рекомендуется обучать лепке, рисованию и изготовлению аппликаций уже с 2-3 лет. Это помогает достичь сразу нескольких целей. Во-первых, развивается мелкая моторика. Работы со временем становятся все аккуратнее, а движения — быстрее и точнее. Во-вторых, дети учатся пользоваться ножницами, фломастерами и карандашами, работать с бумагой, пластилином, клеем. Можно использовать и нестандартные варианты творчества — например, рисование ватными палочками. Ребенок развивается разносторонне: в процессе лепки он учится работать с объемом и формой, обводя картинки — с контурами, раскрашивая — с цветом. В-третьих, дети получают возможность собственными руками сделать что-то красивое, оригинальное, неповторимое — это вдохновляет многих малышей, помогает им расширить кругозор, получить новый опыт благодаря органам чувств.
Творческие занятия в младшей группе нужно сочетать с игрой и с воспитанием. Простые примеры: предложите детям раскрасить салфетки, чтобы ими можно было декорировать игровую зону, или слепить из пластилина игрушку для любимой куклы. Замечательный вариант — предложить детям придумать сказку про нарисованных ими персонажей. Творчество должно содержать в себе элементы увлекательной игры и приятные сюрпризы — тогда дети будут заниматься им с удовольствием.
Чтобы художественно-эстетическое развитие было полноценным, не нужно ограничивать его лишь короткими занятиями. Окружите ребенка красотой. Создайте уютный интерьер в детском саду и порекомендуйте родителям малыша сделать это дома. Во время прогулки обращайте внимание ребенка на красоту природы. Позвольте ему превратиться в художника-оформителя — украсьте помещение детскими поделками и обратите внимание воспитанников на то, как преобразилась комната.
➥ Воспитанников младшей группы следует научить:
- Бережно относиться к природе и вещам, создавать красоту, а не ломать ее (в частности, не портить чужие работы).
- Пользоваться бумагой, карандашами, ножницами, пластилином, кисточками, красками. Например, ребенок должен понимать, как держать кисточку, проводить линии, как очищать и сушить ее.
- Смешивать цвета.
- Аккуратно обводить по контуру.
- Замечать детали: форму листьев, отличительные признаки животных и пр.
- Использовать разные техники: штриховать, рисовать мазками, пятнами и пр.
- Равномерно располагать предметы, соблюдать масштаб, использовать доступное пространство листа.
- Распознавать материалы и цвета.
Педагог может не только предлагать задания, но и показывать свои работы, объясняя, почему он выбрал именно такие материалы, цвета, композицию. Это делает обучение эффективнее.
Художественно-эстетическое развитие детей старшей группы
На этом этапе ребят готовят к школе и учат:
- Творить самостоятельно, работать со свободными темами, придумывать новых персонажей.
- Понимать и оценивать произведения искусства, притом не только визуальные. Воспринимать музыку, литературные произведения. Сопереживать героям.
- Группировать произведения по видам искусства и по жанрам.
- Разбираться в видах народного искусства.
- Создавать сюжетные композиции и объяснять связь элементов друг с другом.
- Петь и танцевать, внимательно слушать музыку и естественно двигаться под нее.
- Украшать помещения. Идеально, если этот навык ребенок может использовать при оформлении своей комнаты (конечно, с помощью родителей).
Чтобы усилить интерес детей к творчеству, в старшей группе уже недостаточно лишь украшать уголок помещения в детском саду. В дополнение к этому нужно проводить конкурсы, выставки работ и другие мероприятия, помогать детям готовить подарки для близких к праздникам.
Ребят старшей группы важно познакомить с работами других творцов, в том числе с памятниками зодчества и музейным наследием. Этот возраст — хорошее время для посещения городских выставок и музеев.
К художественно-эстетическому развитию ребят важно подключать и родителей. Можно, в частности, организовать выставку работ, которые дети создают в соавторстве с папами и мамами.
Почему художественно-эстетическое развитие дошкольников важно?
В дошкольном возрасте у детей интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира. Формируются творческое воображение, мышление, отношение к окружающим людям и миру в целом, поэтому новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают изменения в сфере художественно -эстетического развития. А значимость организованного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста заключается в том, что моральные, эстетические и художественные качества не являются врожденными и требуют специального развития, с помощью обучения и воспитания.