В Воронеже постоянно требуются воспитатели дошкольных образовательных учреждений – как опытные, так и новички. Только на портале Яндекс.Работа в январе 2020 года размещено больше 100 свежих вакансий от государственных и частных ДОУ. В связи с ростом спроса на профессию к воспитателю выдвигаются особые требования. То есть специалисты должны не просто любить детей и хотеть работать с ними, но и обладать рядом личных и профессиональных качеств, прислушиваться к советам более опытных коллег.
Каким должен быть воспитатель?
Для работы воспитателем требуется профильное среднее профессиональное или высшее образование. При наличии диплома любого непрофильного вуза, колледжа, техникума можно получить право работать в ДОУ, окончив курсы профессиональной переподготовки по профилю «Дошкольное образование».
Воспитатель должен обладать знаниями в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, физиологии, анатомии и гигиены, обязан разбираться в основах обучения математике, рисованию, физической культуре, чтению, счету и прикладному искусству. Серьезные требования предъявляются к личным качествам специалиста, ведь ребенок в дошкольном возрасте опирается не только на слова, но и на поведение взрослого. Поэтому воспитатель должен быть справедливым, спокойным, аккуратным, опрятным, тактичным, обладать хорошей дикцией и грамотной речью.
Может ли воспитатель работать учителем начальных классов?
Требования к образованию учителя начальных классов и воспитателя в профстандарте для педагогических работников одинаковы – им нужно окончить вуз, техникум или колледж по профилю «Образование и педагогические науки» либо пройти переподготовку на базе непрофильного высшего или среднего профессионального образования.
Но это не значит, что воспитатель может без дополнительного обучения устроиться на работу в школу. Чтобы получить нужные для преподавания в младших классах компетенции, необходимо пройти соответствующую программу профпереподготовки, например, курс:
Есть и программа, которая позволяет получить сразу две квалификации для работы в ДОУ и школе:
Распространенные ошибки начинающих воспитателей
- Отсутствие индивидуального подхода к детям. Воспитатели-новички часто видят в детях только черты, присущие определенному возрасту: «В 3 года ребенок начинает проявлять интерес к ролевым играм», «В 2 года ребенок спит днем 2 часа». Но даже в 2-3 года каждый малыш уже является полноценной личностью со своим характером, темпераментом, интересами, способностями. К тому же дети развиваются неравномерно – кто-то немного отстает, кто-то, наоборот, опережает сверстников по развитию. Поэтому даже в условиях большого количества детей в группе детского сада нужно стараться применять индивидуальный подход. Например, одному малышу в случае проступка объяснить его неправоту словами, другому поставить в пример героя любимой сказки, у третьего задействовать эмоции.
- Неправильное использование системы поощрений и наказаний. Воспитатели часто не успевают или не хотят разбираться в поступках детей, стараясь как можно быстрее разрешить любой инцидент, наказать «виновных» и утешить «пострадавших». Из-за этого наказания и поощрения нередко бывают несправедливыми, что негативно сказывается на психологическом климате в детском коллективе, формирует у малышей искаженное представление о добре и зле. Воспитателю нужно правильно увидеть конфликтную ситуацию, объяснить виноватым их неправоту и избрать такой вид наказания, который не ущемит чувство достоинства ребенка, не унизит его.
- Повышение голоса на детей. Делать малышам замечания, обращать их внимание на неправильное поведение можно и даже нужно. Это один из ключевых моментов воспитания. Но важна форма педагогического воздействия. Окрики травмируют психологическую систему чувствительного ребенка, делают его замкнутым. Если же малыш не из робких, он быстро привыкает к замечаниям на повышенных тонах и перестает их воспринимать. Поэтому воспитателю нужно строго, но спокойно общаться с провинившимися детьми, объяснять им, в чем и почему они не правы. Малыш должен понять, что он сделал не так, а не просто испугаться крика.
- Отсутствие культуры речи. В дошкольном возрасте у детей активно формируется речь. Проводя с воспитателями большую часть дня, именно у них малыш учиться, как и что говорить. Поэтому работникам ДОУ очень важно общаться не только с воспитанниками, но и друг с другом правильно – четко произносить слова, грамотно строить предложения, избегать слов-паразитов, сюсюканья и т. д.
- Нарушение субординации в отношениях с родителями. Молодые воспитатели часто хотят стать друзьями с мамами и папами своих воспитанников. Но это не ведет ни к чему хорошему. Нередко «приближенные» родители начинают рассчитывать на особое отношение к их малышу, игнорируют общие требования и т. д. Поэтому отношения между родителями и воспитателем должны быть партнерскими, но субординированными.
Как избежать ошибок в работе с детьми? Советы опытных воспитателей
- Всегда выясняйте, почему ребенок ведет себя слишком активно или пассивно. В первом случае постарайтесь успокоить малыша, а во втором – увлечь каким-то занятием или вовлечь в общую деятельность, игру.
- Замечания делайте тихим голосом и адресно. Чтобы малыш вас услышал, подойдите к нему, отведите его в сторону.
- Перед наказанием всегда объясняйте ребенку, в чем он не прав.
- Старайтесь не критиковать и не наказывать воспитанников при других детях, не использовать обидные характеристики даже в шутку.
- Не выделяйте «любимчиков», старайтесь уделять одинаковое внимание всем детям в группе.
- Разбирайтесь во всех конфликтных ситуациях, чтобы выявить их причины и провести разъяснительные беседы с участниками, а не только наказать виновных.
- Ищите поводы, чтобы похвалить каждого ребенка.
- Не требуйте от детей, чтобы они работали в одном темпе и добивались одинаковых результатов. Каждый малыш уникален и развивается по-своему.
- Избегайте сравнения детей друг с другом, ведь в дошкольном возрасте они особенно чувствительны к оценке взрослых.
- Формируйте у детей самостоятельность – не делайте все за них, позволяйте им принимать решения и совершать ошибки.
- Наблюдайте за малышами, чтобы увидеть их склонности к определенным занятиям (рисованию, пению, физическим упражнениям и т. д.) и сообщить об этом родителям.
- Работайте над разносторонним развитием детей, пробуйте разные виды деятельности, педагогические методы и приемы.
Можно ли пройти курсы для воспитателей детского сада в Воронеже?
В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти курсы профпереподготовки для работы в ДОУ на базе любого высшего или среднего профессионального образования. Обучение полностью дистанционное* – вы осваиваете программу через интернет и получаете диплом по почте.
Сколько учиться на воспитателя, зависит от программы – продолжительность курсов составляет от 3 до 13,5 месяцев. У нас можно получить разные квалификации: воспитатель детей дошкольного возраста, старший воспитатель, помощник воспитателя и другие (все программы вы найдете здесь). Наши курсы разработаны экспертами-практиками, которые всегда готовы ответить на любые вопросы не только о воспитании и обучении детей, но и других аспектах работы в ДОУ, например, сколько часов должен работать воспитатель по закону и какую зарплату получать, какие обязанности на него возлагаются, как повысить категорию и т. д.
Если вы затрудняетесь с выбором курса, обращайтесь к специалистам приемной комиссии – они помогут определиться с программой и расскажут о порядке зачисления.
- Содержание статьи
- Каким должен быть воспитатель?
- Может ли воспитатель работать учителем начальных классов?
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.