Чтобы использовать инновационные образовательные технологии в начальной школе, педагог должен быть готов учиться. Это можно делать на курсах переподготовки и повышения квалификации, в том числе заочно. Обучение можно пройти дистанционно*, в режиме онлайн, а значит, получать знания можно и без отрыва от основной работы.
Чтобы глубоко изучить новые технологии, ознакомьтесь с нашими курсами для учителей начальных классов и выберите подходящий. В статье мы рассмотрим несколько интересных вариантов — подумайте, какой вы хотели бы использовать в своей ежедневной работе.
«Школа 2100» и ее технологии
«Школа 2100» — одна из современных образовательных систем, прямое продолжение концепции «Детский сад 2100». Она была признана на государственном уровне еще в 2005 году, но с тех пор постоянно менялась и совершенствовалась, и это в том числе связано с регулярными изменениями ФГОС. Это значит, что система полностью соответствует стандарту.
Система предлагает несколько современных образовательных технологий в начальной школе по ФГОС:
- Продуктивное чтение. Работа с текстом делится на три этапа. Сначала дети пробуют угадать, о чем будет текст и кто его герои, по иллюстрациям и ключевым словам. Затем проводится первичное чтение, беседа по нему и выразительное чтение. Последний этап — коллективное обсуждение текста и выполнение творческих заданий.
- Проблемный диалог. Педагог не предлагает детям готовый учебный материал и не решает для них задачи. Напротив, он начинает задавать вопросы, чтобы подтолкнуть учеников к поиску правильного решения и в ходе беседы помогает им самостоятельно сделать нужные выводы.
- Оценка успехов в учебе. Каждое действие ученика, тем более успешное, нужно оценить, но при этом отметку в дневник можно ставить только за решение полноценной задачи. В шкале оценки три уровня: необходимый, программный и максимальный. Оценку учитель и ученик определяют в ходе беседы, притом школьник может оспорить ее, если не согласен с преподавателем.
С помощью этих образовательных технологий учитель начальной школы может воспитать в учениках критическое мышление, готовность решать сложные задачи, навык оценки своей и чужой работы, умение читать тексты осмысленно и глубоко погружаться в них.
Также система «Школа 2100» поощряет работу с групповыми и индивидуальными проектами, начиная с третьего класса. В сочетании с технологиями это помогает детям активнее участвовать в уроках, эффективнее обучаться и становиться все более самостоятельными.
ТРИЗ — технология решения изобретательных задач
Эта система огромна. Она предполагает обучение творческих личностей с сильным мышлением на множестве курсов по возрастам, начиная с дошкольников и заканчивая взрослыми специалистами.
Вот несколько приемов, которые используются в рамках обучения по этой образовательной технологии в начальной школе:
- Детей просят придумать и описать что-то новое — например, игрушку, которой не существует.
- Учитель предлагает задачу, которая содержит в себе противоречие. Школьники обсуждают ее и ищут решение. На этапе мозгового штурма можно называть любые варианты, даже самые невероятные, ведь это помогает детям развить фантазию.
- Преподаватель помогает детям придумывать новые сказки по специальным методикам. Процесс не ограничивается беседой — дети могут рисовать, лепить из пластилина и пр.
Применение этой образовательной технологии в начальной школе помогает научить детей рассчитывать на свои силы и действовать самостоятельно, быстро принимать решения, фантазировать,
Здоровьесберегающие технологии
Многие нюансы этой системы относятся скорее к заботе о детям, чем к обучению. Речь идет о контроле питания, мониторинге здоровья, проведении профилактических мероприятий и пр.
Но также можно использовать эту современную технологию в образовательном процессе начальной школы: учить детей самомассажу, правильному выполнению физических упражнений, формированию осанки, плаванию, занятиям на тренажерах и пр. Очень важно заниматься этим именно с младшеклассниками, чтобы создать и закрепить привычку к здоровому образу жизни с детства.
Арт-технологии
Конечно, младшеклассник не должен профессионально изучать музыку, художественное, театральное искусство, танцы и пр. Но использование этой современной образовательной технологии в начальной школе помогает изучать сложный материал других дисциплин, а заодно правильно воспринимать искусство и наслаждаться им.
Вариантов множество. Можно использовать некоторые арт-элементы в ходе урока: например, иллюстрировать рассказ учителя картиной. Другой вариант — познакомить детей с мелодией и попросить пофантазировать — с чем она ассоциируется, какое настроение создает, какую сказку может сопровождать? Наконец, можно проводить арт-уроки: театрализованные занятия, когда учитель отдельно или вместе с учениками устраивает целое представление, имитацию моделирования или заочные путешествия, которые отлично развивают не только фантазию, но также память и внимательность.
В заключение
Принципы современных образовательных технологий в начальной школе РФ подчиняются ФГОС. Какой бы вариант вы ни предпочли, научитесь работать в соответствии с этим стандартом — в частности, правильно конструировать и проводить уроки. Это знание пригодится вам в любом случае.
*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий