Светить, но не сгорать: эмоциональное выгорание учителя

21.05.2020

В статье эксперт АНО ДПО «ВГАППССС» Басин Максим Александрович, канд. психол. наук, член Профессиональной психотерапевтической лиги, рассматривает шесть факторов эмоционального выгорания, а также определяет четыре компетенции учителя, помогающие работать продуктивно и с удовольствием.

Как понятно из названия самого термина, эмоциональное выгорание связано с эмоциями, а вернее с отсутствием положительных эмоций. Синдром эмоционального выгорания характеризуется ощущением внутренней опустошенности, когда нет желания общаться, кому-то помогать, вникать в суть предъявляемых требований и пр. Возникает жгучее желание укрыться от всех, никого не видеть и не слышать. Если же этого не удается сделать, то общение приводит к агрессии, которая в данном случае выполняет роль психологического защитного механизма от продолжающегося «перегрева».

Как правило, причиной эмоционального выгорания становится противоречие между теми ресурсами, которыми располагает человек (материальные, психологические, социальные и др.) и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны других людей, а также к самому себе.

Если требования превышают ресурсы, возникает «перегрев» и «взрыв», по аналогии с тем, как происходит при превышении возможности какого-либо механизма.

Почему возникает эмоциональное выгорание?

Г. Б. Монина в своей книге «Ресурсы стрессоустойчивости» перечисляет выделенные К. Маслач шесть факторов, приводящих к эмоциональному выгоранию:

  1. Рабочая нагрузка.
  2. Контроль за ситуацией (вернее, уровень субъективного контроля за ситуацией).
  3. Вознаграждение.
  4. Сообщество, т. е. социальная поддержка в организации.
  5. Справедливость.
  6. Совпадение ценностей личности и организации, в которой она работает.

При этом подчеркивается, что средством профилактики эмоционального выгорания является способность человека к получению удовольствия от собственной деятельности.

Удовольствие – энергетический источник, который позволяет нам двигаться в достижении цели и, если его нет, то движение будет замедленным или остановится.

Когда работа в радость?

Как ни странно, но способность к ощущению удовольствия может развиваться. Этому нужно научиться самому и научить своих детей дома и в школе.

Приведем обычный пример из школьной практики, когда у ребенка не удается учебный предмет и он перестает его «любить» – обвиняет учителя, говорит, что это неинтересно, не нужно, ведет себя на уроках самым неприятным способом, вступает с учителем в конфликты. Однако если ученику помочь, он получает несколько положительных оценок и действительно начинает разбираться в материале, то отношение волшебным образом меняется на состояние «мне этот предмет нравится».

У взрослых данный механизм ничем не отличается. Как только работа у нас начинает получаться – процесс начинает ощущаться как положительный и приносить нам радость, удовольствие. К сожалению, положительные эмоции, в отличие от отрицательных, не «накапливаются» в нашей психике и для того, чтобы они были, их постоянно нужно воспроизводить либо сознательно, либо приучая себя к такому распорядку, когда удовольствие закономерно будет возникать.

Какие компетенции нужны учителю?

Теперь обратимся непосредственно к тому, чем должен владеть учитель для удовольствия от своей работы:

  1. Предметная подготовка. Важно любить свой предмет или уважительно относиться к нему. Для этого нужно разбираться в предмете на уровне школьной программы, а желательно быть чуть выше. Можно находить интересные примеры в жизни, которые незаметны, если не знать этот предмет. Современные дети практикоориентированные, поэтому и учитель должен быть практикоориентированным. Знание предмета на высоком уровне позволит педагогу как опытному жонглеру перераспределять внимание с преподавания темы на аудиторию. Если сконцентрироваться только на материале, то о дисциплине можно забыть, а если всё внимание обратить на класс, то можно забыть, о чем говорить. Только баланс между этими процессами позволит быть в контакте с классом не упуская суть темы урока – это формирует авторитетность учителя и понимание, что он контролирует ситуацию.
  2. Психолого-педагогическая компетентность. Необходимо уметь выстраивать отношения с учениками и коллегами. В классе и педагогическом коллективе должно формироваться общее состояние доверия и безопасности. В таком случае у учителя не будет причин для тревоги относительно того, что ученики будут стремиться сделать какую-нибудь шутку, разрушающую его авторитет.
  3. Методическая грамотность. Учитель должен владеть навыками построения уроков в совершенно разных формах.
  4. Технологическая компетентность. Для педагога важно уметь работать с современными технологиями и гаджетами, владеть основными компьютерными программами и свободно пользоваться ресурсами интернета, соблюдая требования безопасности.

Все эти компетенции относятся к ресурсам учителя, которые необходимы ему для решения повседневных образовательных задач без выгорания. В формировании таких навыков помогут курсы повышения квалификации или профпереподготовки. Развиваясь профессионально и используя знания на практике, педагог сможет наслаждаться результатами полученного образования и своего собственного труда.

Басин М. А.

Подберем программу для Вас!

Внимание! Сотрудники академии работают дистанционно без выходных!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Сотрудники академии работают дистанционно без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты
г. Волгоград, ул. Канунникова, 6

8 (800) 550-74-37, 8 (8442) 20-10-09

Карта сайта


наверх

Все вебинары записаны в рамках обучающих программ

Давайте подберем Вам программу?

Отправляя форму, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Спасибо!
Ваша заявка принята